Достаточно редкий случай произошёл в практике «Клуба ДС». Администрация обратилась к некоторым критикам, разбирающимся в литературе, с просьбой откликнуться на новую книгу Аркадия Арканова «Вперёд в прошлое» (М.: Эксмо, 2011). Обычно за подобное предложение пишущая братия хватается обеими руками – приятно лишний раз опубликоваться, да и гонорар не помешает. Однако тут, словно сговорившись, все отказались. Причина отказа у всех была одна: у рецензий на 16-й полосе такой формат, что не разгуляешься, места мало, а об этой книге хочется говорить долго и подробно.
С последним утверждением трудно спорить. Действительно, новая мемуарная книга вызывает много эмоций. Краеугольным камнем её успеха является оригинальный приём, найденный А. Аркановым для своего жизнеописания. Знакомя читателей с автобиографией, писатель параллельно показывает генезис тех либо иных произведений, что послужило импульсом для их возникновения. Благодаря этому есть возможность перечитать некоторые полюбившиеся рассказы и пародии, в частности «Игра по переписке» и «Совершенно случайно» (это про рояль в кустах), «Восстановление вчерашнего черепа по сегодняшнему лицу» и «От Ильича до лампочки», «Пельмени на полу», до боли знакомый «Кросс» в конце концов. Но вот что удивительно: чем дальше читаешь, чем больше знакомишься с примерами, тем яснее понимаешь, что главные новеллы А. Арканова мудры и философичны, что прилепившийся к нему ярлык сатирика далеко не всегда соответствует действительности. В этом отношении очень интересны размышления автора о природе юмора, о сатире подлинной и мнимой, о писательском ремесле. Не меньше профессиональных вопросов его интересуют и философские: «Важно понять, кто МЫ? Каков наш истинный удельный вес в этом мире? А самое главное – надо осознавать, что переоценка своей роли в жизненной игре столь же губительна, как и недооценка…»
По первой специальности А. Арканов – врач. Когда же стал писателем, то его выступления предварялись дежурной шуткой: «Неизвестно, приобрела ли что-нибудь литература, но что медицина ничего не потеряла, это точно». «Вперёд в прошлое» ясно показывает, что благодаря ему приобрела литература.