Время войн и потрясений заставляет художника пристальней вглядываться в происходящее и в собственную душу. Тема обращения к вере, возвращения к вечным ценностям наконец стала востребованной. Мы писали о «Русском кресте», в котором была экранизирована поэма о возрождении храма и души человека, недоумевали по поводу «Монастыря», где не столько монахи и монахини повлияли на спрятавшуюся в обители развратную беспредельщицу, сколько она на них.
В «Храме» Рауфа Кабаева всё гораздо сложнее. Это не сказ о несущем кресте грешнике, ставшем праведником, и не эротико-религиозная вампука про монаха и блудницу, хотя и грешники-алкоголики, и проститутка, и праведник в фильме есть.
О лентах Кубаева мы не раз писали: недавно он снял очень хороший фильм «Аманат» о примирении русского царя с горцами на Кавказе во второй половине XIX века, а в 2014-м – замечательный шпионский сериал «С чего начинается Родина», который заставил вспомнить лучшие советские психологические кинодетективы про разведчиков. Там прекрасно играли Георгий Тараторкин, Евгений Цыганов, Александр Робак, Дмитрий Муляр и многие другие, а сценарий написал выдающийся кинодраматург Александр Бородянский.
Для «Храма» Кубаев сценарий написал сам. Лента выстраданная.
Начинается с того, что где-то на трассе дальнобойщик выбрасывает из кабины проститутку, видимо, даже не заплатив ей. Надя (Татьяна Чердынцева), чертыхаясь, добирается до ближайшего селения и стучится в первый попавшийся дом, чтобы позвонить по сотовому телефону. Ей открывает пожилая женщина (Елена Сусанина) и проводит в комнату сына Григория (Андрей Соколов). Это хмурый человек, что-то вырезающий по дереву, с лахудрой Надей он довольно жёстко разговаривает, она огрызается, хамит, и Григорий вдруг «вырубает» её, потом спускает в «воспитательных» целях в подпол. А там в заточении уже сидит одна женщина – таджичка Гуля (Альфия Закирова) и вяжет носки…
Григорий – маньяк? Да, какое-то время его подозреваешь... Но потом мы видим, что этот явно чем-то терзаемый измученный человек участвует в восстановлении храма, а деньги, которые получает от продажи вязаных носков – мать и Гуля неустанно работают спицами, а продаёт носки «бизнесмен» Алик (Александр Баширов), – отдаёт настоятелю восстанавливаемого храма отцу Павлу. В роли батюшки абсолютно на месте народный артист России Юрий Назаров. Он играет не столько священнослужителя, сколько просто очень доброго и мудрого человека, переживающего за всех людей. А переживать в этом фильме есть за кого, каждый – грешник, вольный, невольный, за каждым есть что-то нехорошее.
Григорий, по-видимому, как раз очень хороший, правильный мужик, но несколько диковатый, взрывной, способный в гневе на ужасные поступки. Богатые внешние данные Соколова, а также шлейф героев-любовников, сыгранных им, несколько уводят в сторону, начинаешь думать: что этот шикарный господин делает в таком захолустье? Оказалось, когда-то во время войны в Афганистане Григорий совершил поступок, который не может простить себе до сих пор, и, как ни старается, не может искупить грех убийства родного человека. Он мечется. Но последствия другого смертного греха вдруг совершенно его преображают.
Финал у фильма неожиданный. И в общем очень позитивный, хотя... После просмотра в памяти остаётся не главный герой, не его женщины, а дед, бегущий по шоссе за проституткой, батюшка не оставляет Надежду, чтобы уговорить послушать его, старика. Он её ничему не учит, просто предлагает подвезти до города, а она от него бежит, и именно как чёрт от ладана. По-видимому, Надя сейчас тормознёт очередного дальнобойщика, оплатив проезд обычным для неё способом, и доедет куда ей надо, и всё пойдёт по-старому, а дед хочет её уберечь...
Как же не хватает многим из нас такого дедушки, который бежит за нами, пытаясь остановить, а мы всё отмахиваемся, а он бежит, задыхается, но бежит… Как легкомысленно рушим храм, который находится внутри нас. И никто не исправит и не направит нас на путь истинный, пока мы сами этого не захотим, но будет уже поздно. Такой грустный итог, но светло оттого, что всё-таки есть люди, которые бегут за нами, не оставляют надежду и верят в то, что душа проснётся даже в самом последнем человеке.