Николай Астафьев. Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители. Санкт-Петербург Библиотека журнала «Невский альманах», НППЛ «Родные просторы», 2016 160 с.
Только в наши дни стала пробиваться наружу долго скрываемая правда о подлинных обстоятельствах гибели великого русского поэта Сергея Есенина.
Начали удивительно драматично срастаться разного рода правдивые новые и старые факты, а тщательный отбор и анализ последовательности всей суммы событий, предшествующих его смерти, потребовал от исследователей особой сосредоточенности на деталях и взвешенных выводов.
Именно так и может строиться доказательство причастности к убийству поэта ряда лиц, вольно или невольно искажающих реальный ход реальных событий. Распутать сложные нити удалось поэту и литературоведу Николаю Астафьеву, проделавшему в результате самоотверженного труда уникальную работу по реконструкции последних четырёх дней жизни Есенина в Ленинграде.
Вникая в конкретные документы, читатели вместе с автором получают возможность мысленно воссоздать реальную обстановку конца декабря 1925 года. Перед ними начинают заново оживать свидетельства писателей – современников поэта, объясняющие мотивы поступков и психологию главных героев очерка. Работа представляет опыт убедительного криминального расследования с выявлением преступной утайки подлинных событий, произошедших в конце 1925 – начале 1926 года, о которых идёт речь в мемуарах и в материалах «Дела № 89 о самоубийстве поэта Сергея Александровича Есенина», их сопоставление и дало главный ключ к объективной трактовке.
Методологически безупречные разыскания Н. Астафьева сопровождаются масштабной публикацией редких документов, извлечённых подчас из самых авторитетных, но зачастую труднодоступных архивных фондов.
Книга заслуживает пристального внимания не только специалистов, но и тех, кто интересуется реальными обстоятельствами, предшествующими гибели Есенина. Остаётся лишь сожалеть, что книга «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители» издана малым тиражом, превращающим её в библиографическую редкость.
Александр Горелов