Виктор Перегудов,
писатель
Краткое содержание идеи свободы: свобода – это возможность всё получить. Краткое содержание идеи диктатуры: диктатура – это возможность ничего не дать.
Два тупика, в которые упирается общественная мысль и сопутствующая ей протестная практика в диапазоне от нынешних одиночных пикетов до четырёх наших революций прошлого века.
В соответствии с временем года в саду падают яблоки. Отсюда нижеследующая метафора: плохо, когда яблоню начинает трясти тот, кто её не сажал, не поливал, не защищал от природных вредителей. Он пришёл за яблоками. Он трясёт яблоню, или, лучше сказать, грушу околачивает и орёт во всё горло: всё прогнило!
Зачем трясёт? Затем, что трясун желает кушать наливные яблочки и медовые груши, а выращивать их для него будет «быдло».
Что такое в нашей метафоре спелые плоды? А это власть.
Трясуны понимают её узко: власть – это возможности. На самом деле, в остро необходимом идеале, власть – это поручение общества выращивать благо. На митингах заводилы-трясуны не стесняются выставить на борьбу с проклятым режимом трогательную девочку, читающую Конституцию «космонавтам», то есть полиции. Это так мило и непосредственно, просто ой. Вспомните, сатрапы, о слезе ребёнка.
Трясуны регулярно доставляют на уличные протесты бабушку на каталке. Зачем? А для «картинки», что ж тут непонятного.
Хорошо. Привозите бабушку. Но не перекрывайте Садовое кольцо, не приводите москвичей в предельное раздражение. Не нарушайте мои и наши права на порядок в городе.
И всё же, что в этой площадной магме полезного?
Я очень надеюсь, что на тысячу человек здесь найдётся пусть сто, а возможно, гораздо больше, которые пришли сказать власти что-то важное, неотложное, гневное о боли, причинённой этой властью. Этим законодательным собранием. Этой администрацией. Этими министрами. Этими генералами. Этими банкирами. Вместо этого «хомячки» (как заводилы митингов называли раньше собравшихся митингующих) на вопрос «Кто здесь власть?» ответствуют в один голос: «Мы здесь власть».
С какой стати вы здесь власть? Может быть, всё проще: вы хотите быть властью?
Милости просим. Конституционным путём, раз уж вы носите Конституцию на груди и поручаете Дюймовочке читать её для злых драконов.
Я не исключаю для себя, что однажды выйду с одиночным пикетом. Он будет в таком случае адресным и конкретным. Ибо протестовать надо по существу. И после исчерпания всех имеющихся возможностей решить проблему. Они есть, для этого не нужна революция.
С текущими демонстрациями, что бы о них ни писали и ни говорили, всё в целом ясно: за шумовой концертной частью, за организационно-агитационными усилиями режиссёров, за необходимым силовым обеспечением (мы живём в мегаполисе, где кровавую провокацию могут устроить не организаторы митингов, а совсем другие заказчики) – за всем этим стоит всё-таки протест. Против разделительного и несправедливого расслоения по уровням возможностей, по доступности благ, среди которых для молодых особенно значимо благо социального и материального роста.
Нужны знаменитые социальные лифты. Не те, что обеспечивают папенька и маменька, с ними задержки никогда не будет, а повместительнее, понадёжнее, подешевле в эксплуатации. Доступнее. Во всех домах России.
Свобода нужна. Потому что в комнате с низким потолком нельзя выпрямиться в полный рост, а в комнате без потолка нельзя жить. Поэтому свободу нельзя объявить на митинге. Её надо долго строить – долго строить свой просторный светлый дом с высокими потолками.
А как строить? Инженер строит страну как инженер, купец как купец, священник как священник, банкир как банкир, учитель как учитель, военный как военный, врач как врач, крестьянин как крестьянин. А ведь нужно ото всех понемногу.
Нужно ото всех помногу. От Президента. От тебя. От меня. От нас – граждан Российской Федерации. ¢