Война – тяжёлое испытание для любого народа, и Наринэ Абгарян показала, какое горе принесла Карабахская война. Откровенно и без страха писательница рассказывает обо всех ужасах, происходивших в Берде в то время: о том, как люди оставались без ног, как матерям приходилось в косынке проносить прах детей через границу, как дети были вынуждены смотреть на смерть родителей и как оглушающая утренняя тишина приграничного города не оставляла людям ничего, кроме одиночества.
У Абгарян мог бы получиться полноценный роман, так как все герои рассказов связаны: сначала говорится о трагедии одной семьи, потом – о той, что живёт по соседству. Жизни рушатся, как домино. Но у автора был другой замысел – показать каждую историю как особенную, не затерянную в тени других. Так, в рассказе «Колготки» раскрывается драма Агнессы, оставшейся без ног, и её мужа Цатура, который рано потерял отца. А сразу за ним – «Узелок», в котором представлена не менее трагичная судьба его матери Арусяк и её сестры Анички, у которых война забрала родителей, мужей, детей... Связь между рассказами очевидна, однако автор таким разделением как бы говорит читателю, что на войне горе одного человека равновелико горю другого, что всем больно одинаково и каждая история заслуживает быть услышанной.
Стоит заметить, что Абгарян показала не только все тяготы войны, но и глубокую человеческую мудрость, которая благодаря простому языку и стилю повествования будет понятна даже самым юным читателям. Для неё мёртвый или живой человек остаётся человеком, служба по усопшим нужна живым, чтоб помнили тех, кого поглотила вечная темнота, а мерила для боли не существует, потому что страдают все одинаково. Элементарные истины жизни, которые, увы, стали понятны только в тяжёлых условиях воюющего Берда.
Автору удалось выразить сложное простыми словами – так, что читатель одновременно ведёт диалог и с автором, и с его героями. Фабула истории передаётся рассказчиком, а право на выражение чувств и эмоций писательница оставляет за героями. Такое распределение функций между участниками рассказов и делает их по-настоящему живыми и правдоподобными. Судьбы обычных людей под пером Абгарян стали чем-то уникальным. Стали символом того, как нужно жить дальше. Просто жить, несмотря ни на что.
Аделина Гайнанова,
студентка МГУ