Олег Пухнавцев
Очередной поэтический десант «ЛГ» и Московского отделения Союза писателей России в Донецкой Народной Республике. В рамках проекта «Гипертекст» поэты читали стихи раненым в госпитале, бойцам батальона специального назначения «Борз», встретились с местными литераторами.
12 июня в Донбассе
День России в Донбассе совсем не то же самое, что на «материке». Праздник с сомнительными историческими основаниями приживается у нас непросто, ведь принятие декларации о суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года для многих небезосновательно – первый шаг к развалу Советского Союза. А значит, и последующие трагические события с междоусобицами и войнами тоже оттуда, если, конечно, принимать во внимание логику исторического процесса. В этом году в наших СМИ и соцсетях всё чаще стала звучать мысль, что День России обрёл новое содержание и избавился от родовой печати предательства. И действительно, после присоединения Крыма и Донбасса, после испытаний СВО постсоветская Россия получила опыт восстановления исторической справедливости, что и отразилось на восприятии 12 июня.
Однако вся эта историческая рефлексия не для ЛДНР. Здесь другой взгляд, можно сказать неофитский. Как бы пафосно это ни звучало, обретение Родины после восьми лет безвременья, с 2014 по 2022-й, сделало из жителей Донбасса правоверных и безапелляционных патриотов. В Донецке апокрифы не в моде, здесь поздравляют с Днём России, как с Новым годом или Пасхой, искренне расплываясь в улыбке и по-военному напористо.
Мы убедились в этом, оказавшись 12 июня в Донецком парке имени Щербакова. Казалось бы, формальное «массовое мероприятие» с патриотическими песнями и викториной на знание истории – «самый большой полуостров России», «самая древняя средневековая крепость России» и так далее, – но сколько восторга у подростков и взрослых, ответивших верно.
Конечно, любое обобщение хромает, и в Донбассе немало тех, кто тоскует о привычной мирной жизни, пусть даже и с издержками довоенных украинских реалий. Но всё-таки, несмотря на испытания и потери, бытовые трудности и эпидемию посттравматического стрессового расстройства, сегодня Донбасс, безусловно, наиболее прочная часть в системе российской государственности.
Шахтёры и Аграновский

В Донбассе многое, если не всё, воспринимается по-другому. Вот, например, по местному телеканалу между сводками с фронта и репортажем о восстановительных работах после очередного обстрела вдруг – документальный фильм о классике советской журналистики Анатолии Аграновском. И каждое слово из ящика начинает звучать неестественным эхом – эффект, связанный с местом просмотра. И даже как будто чувствуешь запах нафталина. Фильм – реликт 90-х, со всеми атрибутами «святой» эпохи. Авторы вроде бы затеяли нечто мемориальное, стараются подчеркнуть талант действительно одного из лучших журналистов СССР, но как будто неловкость испытывают. Дескать, простите, но Анатолий Абрамович диссидентом не был, свергать советскую власть не собирался и даже, о ужас, участвовал в написании мемуаров Брежнева, но зато какое перо! И далее, как будто специально для жителей Донбасса, следует сравнение тяжёлой работы очеркиста Аграновского… с шахтёрским трудом. Пожалуй, это хороший метод – проверять произведение Донбассом – кино, спектакль, стихотворение. Если здесь звучит и смотрится не фальшиво – значит, испытание на качество пройдено.
Затрофеили Maxx Pro

О Шамане совсем недавно вышел в «ЛГ» материал донецкого военкора Елены Бобковой. Мы привезли ему несколько номеров газеты. Встречаемся в условленном месте, знакомимся. Подполковник Владимир Демченко (позывной Шаман) – замкомандира полка по вооружению. Энергичный, крепкий, остроумный, общительный, подтянутый – архетипический командир Красной армии. Видно, что подчинённые ценят его не по должности, а за характер и человечность. Шаман над бойцами немного подтрунивает, изображая преувеличенную строгость. Те охотно потакают его манере, нарочито вытягиваясь в струнку.
Шаман ведёт нашу группу поэтов/журналистов к трофейной технике. Показывает американский бронетранспортёр Maxx Pro, сейчас идёт работа по замене его «родного» двигателя на мазовский. Рядом с «американцем» стоит турецкий бронетранспортёр, который был повреждён меньше и скоро будет готов выполнять задачи на стороне русской армии.
Военный с позывным Шатун (действительно по фактуре похожий на медведя, но интеллигентного, в очках) рассказывает, как удалось затрофеить Maxx Pro, объясняет, что главная ценность машины – оставшаяся в целости бронекапсула. Машину поставят на ход, заменят двигатель, бронестёкла, и она будет сохранять жизнь нашим бойцам. А Шаман, проводя «экскурсию», брезгливо указывает на фашистские кресты, нанесённые на корпуса техники ВСУ.
В гостях у «Борза»

Подполковник Демченко везёт нас в батальон специального назначения «Борз». Когда в ДНР возник этот добровольческий штурмовой отряд, в названии исходили из определения «бОрзые», и уже потом узнали, что в переводе с чеченского «борз» – это «волк». На его счету бои за Мариуполь, Волноваху, Авдеевку, другие самые сложные операции, сейчас батальон воюет на Покровском направлении. Шаман считает это подразделение образцовым, и главное слово, характеризующее его командиров, – «адекватность». Именно адекватность приводит к наименьшим потерям личного состава, позволяет побеждать, быть сплочёнными.
Знакомимся с помощником замполита батальона, позывной Продюсер. Десантник из Краснодара, обаятельный и строгий. Рассказывает об особом климате в подразделении: «Наше правило – мы живём в боевом братстве, мы друг за друга горой, и это главный принцип».

Наглядная агитация сделана вдумчиво и профессионально. В помещении, где будут выступать поэты, знамя подразделения, портреты военачальников Красной армии. Продюсер рассказывает: «Основа нашего патриотизма – память о Великой Отечественной. Мой дед воевал до сорок третьего, пока не получил тяжёлое ранение. Мы все чтим своих предков». Продюсер – автор гимна «Борза», который уже завирусился в Сети. В нём ответ, за что воюют наши: «Фашистов добить нам дали приказ. / Чтобы русским стал восставший Донбасс».
Харьковчане на СВО
Шаман-Демченко – харьковчанин, патриот своей малой родины. Харьков был первым городом, где началось активное сопротивление госперевороту 2014-го. Причиной, по которой Харькову не удалось пойти путём Донбасса, считает предательство местного руководства и разобщённость лидеров сопротивления. Шаман рассказывает, что в Донбасс в 2014-м прибыло более двух с половиной тысяч добровольцев-харьковчан. Он хотел собрать земляков в единое воинское подразделение, Харьковскую бригаду, но по разным причинам осуществить идею не удалось. И сейчас на СВО воюет немало харьковчан.
Шаман знакомит нас с земляком, позывной Вирус. Невысокий молодой рыхловатый парень протягивает руку, видно, что кость искривлена. Шаман интересуется, как здоровье, земляк сжимает-разжимает кулак – вроде ничего, идёт на поправку. Шаман вводит нас в курс дела: «Вы не подумайте – это самый настоящий штурмовик, прошёл через самые страшные бои». Интересуемся, почему Вирус. Оказывается – окончил в Харькове медучилище и сейчас, после ранения, тоже служит по медицинской части. Приехал в Донбасс в 2014-м, когда ему было 19. И Вирус, и Шаман уверены, что освободят Харьков, а после победного парада на центральной площади Дзержинского, ныне, разумеется, переименованной, обязательно крепко выпьют.
Шаман представляет собравшимся военным наш «поэтический десант», а когда концерт заканчивается, главный редактор «Литературной газеты» вручает подполковнику Демченко грамоту «За доблестное служение во благо России».
Апостол из госпиталя

Нашему «десанту» не раз приходилось выступать в госпиталях перед ранеными бойцами. Чаще, по погоде, в палатах. На этот раз импровизированная сцена устроена во дворе медучреждения, расположенного на берегу Азовского моря.
В госпитале проходят лечение более ста пятидесяти бойцов. Многих из них мы видим во дворе, они собираются, чтобы послушать поэтов. Когда концерт заканчивается, бойцы разбирают номера «ЛГ», кто-то подходит поговорить с литераторами. Пара бойцов общается с Яной Яжминой, рассматривают её миниатюрную гитару. Один из военных неожиданно начинает демонстрировать виртуозное владение инструментом.
Наш товарищ Саша Чаленко, мастер разговорить любого, даже самого замкнутого бойца, записывает интервью. Но позывной Луч соглашается легко. Он русский из Бурятии, подписал контракт в 18. Худенький воспитанный парень с грамотной речью, чёткими формулировками. Бойцы постарше поглядывают на Луча не без иронии, но по-доброму. Бэпээлашник, ранен в ногу: наступил на «лепесток». Его военная специальность многим представляется как нечто безопасное, вроде участия в компьютерной игре, но Луч рассказывает, что его позиция может находиться совсем близко к передку, и противник ведёт на операторов БПЛА охоту. Его рассказы о схватках в небе по-киношному увлекательны, хотя речь идёт о сюжетах ценой в чью-то жизнь. И ранение у Луча настоящее, и медаль за таран «бабы-яги» тоже.

Сюда в госпиталь с нами приехала Майя Пирогова, мама погибшей в 2022 году под обстрелом ВСУ Марии Пироговой, волонтёра, депутата Народного Совета ДНР, девушки, которую знал не только весь Донбасс, но и вся Россия. Она была во многом, да и до сих пор остаётся символом сопротивления – скромная красавица, помогавшая дончанам в самые сложные дни становления республики.
Майя – женщина героическая, блестящий журналист, член Союза писателей ДНР, её фонд продолжает оказывать гуманитарную помощь военным и гражданским Донбасса. Майя и Елена Бобкова берут интервью у военного медика, который тут главный, – командир операционно-перевязочного взвода отдельной медицинской роты стрелковой бригады. Специализация после меда – гинеколог, стал военврачом, прошёл Чечню, теперь СВО. Позывной у него Апостол, и это не случайно. Апостол – верующий, воцерковлённый, в госпитале создана домовая церковь Иконы Казанской Божией Матери, здесь вахтовым методом служат священники, приезжающие с «большой земли». Апостол ненавидит войну, считает её последним делом. Ему можно, врач всё-таки.
В «литературном десанте» участвовали: Максим Замшев, Александр Чистяков, Роман Сорокин, Александр Антипов, Яна Яжмина, Пётр Кифа, Елена Бобкова, Александр Матюшин, Александр Чаленко.
В ближайших номерах читайте интервью Елены Бобковой с Апостолом и материал Александра Матюшина о «поэтическом десанте» в заповеднике «Каменные могилы», истории и легендах уникального природного парка Донбасса.

