Борис Диодоров. Радость поиска. – М.: Зебра Е, 2024. – 428 с.: ил. – 1000 экз.
Эта книга интересна каждой своей страницей. Потому что это альбом, посвящённый творчеству великого нашего современника, Бориса Диодорова, и приурочен его выход к 90 летию этого крупнейшего художника. Одной из главных линий его жизни по праву считается иллюстрирование русской классики. В альбоме мы видим множество его великолепных работ.
В первой части книги мы узнаём о жизни и творчестве Бориса Аркадьевича. Это несколько квалифицированных свидетельств специалистов. А между ними – рукописный текст, где Диодоров сам рассказывает о своём детстве, о жизненном пути. Полиграфически это выполнено с невероятным вкусом и изяществом, рукописный текст будто бы заставляет услышать голос художника, а мне, как хорошему знакомому Диодорова, сделать это легко. Могу сказать, он очень обаятельный и очень цельный человек.
В альбоме нам подарена уникальная возможность прочитать книги вместе с Диодоровым, попытаться разгадать его понимание литературы, его методику встраивания визуального ряда в образный строй книги. Вот возьмём иллюстрации к детским повестям Кассиля. Повестям, где дети погружаются в мир своих фантазий. Диодоров же идёт по другому пути. Он иллюстрирует тексты предельно реально, очень острые черты лиц у героев, никой размытости, всё конкретно и графично. Впечатляет.
А вот иллюстрации к Бажову совсем другие. Здесь важна общая композиция, сочетание верхних и нижних рядов и пленительная наивность образов. Композиция рисунка закрытая. Всему есть граница, чтобы взгляд никуда не ускользал. В Кассиле же, напротив, пространство открытое, много воздуха. И это отвечает потаённым смыслам и того и другого автора. В каждой иллюстрации к Бажову виден сюжет, все персонажи в динамике, их позы выразительны и недвусмысленны.
Иллюстрации же к «Сказкам скандинавских писателей» очень аскетичные, чёрно-белые. Комбинирование силуэтов букв и зверей – это просто гениальная находка. Все герои как будто чуть искажены, не совсем реальны, и в этом взгляд, создающий сказочность, чуть иное, нереальное зрение.
Абсолютно в другом стиле выполнены иллюстрации лирических стихотворений Гёте. Дух немецкого романтизма схвачен удивительно точно. Тут важнейшее значение имеет игра света и тени, мягкость перехода чёрно-белых тонов и того, что по цветовой гамме между ними, оттенки серого. Фигуры людей изящны, стройны, собранны, напоминают дорогие статуэтки. Всё под светом луны, и в этом тоже суть немецкого романтизма, перенесённая в книжные иллюстрации.
Иллюстрации к «Двенадцати» Блока можно рассматривать бесконечно. От самого портрета Александра Александровича – мурашки по коже. Поразительный образ, что-то евангелическое в лице, роза в петлице, непропорционально длинные пальцы. А сцена на улице! Всего четыре фигуры, но какое ощущение хаоса, отчаяния, злого рока, и фотография на афише, прорисованная в отличие от людей чётко, подчёркивает диссонанс: искусственное выглядит чётче живого. «...В белом венчике из роз – / впереди Исус Христос».
Выбор книг здесь весьма разнообразен. Кончено, обо всех работах сказать невозможно, но как великолепно смотрится иллюстрация к Сельме Лагерлёф «Стая над городом Карлскруна». Это такое заоблачное чувство высоты, такая перспектива, что дух захватывает.
Иллюстрируя знаменитую поэму Дмитрия Кедрина «Зодчие», Борис Диодоров находит особый суровый тон. Тут и профиль Ивана Грозного, строгий, непримиримый, и дух той эпохи, переломной и беспощадной. Надо сказать, что автобиография от руки, как и свидетельства и оценки современников, рассыпана по всему альбому. И это создаёт правильную полифонию.
«Посмотрев Ваши иллюстрации к рассказам Толстого, я просто восхитился. Даже трудно найти слова, чтобы выразить мой восторг. В Ваших работах, я уверен, отражается дух произведений Толстого. Только я боюсь, что, может быть, мой перевод не так точно передаёт дух Толстого, как Ваши иллюстрации…» Вот текст знаменитого японца Т. Фудзинумы. И он, я думаю, точно отражает восторги всех, кто сталкивается с творчеством и личностью Бориса Диодорова. Счастье быть современником такому человеку.
Борис Диодоров последние годы радеет о музее «Дорога к Пушкину» – музее, созданном его великим талантом и энтузиазмом. Дай Бог, чтоб его замыслы были поняты и поддержаны государством.