Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Литература Библиосфера

Дорога к Диодорову

21 ноября 2024

Борис Диодоров. Радость поиска. – М.: Зебра Е, 2024. – 428 с.: ил. – 1000 экз.

Эта книга интересна каждой своей страницей. Потому что это альбом, посвящённый творчеству великого нашего современника, Бориса Диодорова, и приурочен его выход к 90 летию этого крупнейшего художника. Одной из главных линий его жизни по праву считается иллюстрирование русской классики. В альбоме мы видим множество его великолепных работ.

В первой части книги мы узнаём о жизни и творчестве Бориса Аркадьевича. Это несколько квалифицированных свидетельств специалистов. А между ними – рукописный текст, где Диодоров сам рассказывает о своём детстве, о жизненном пути. Полиграфически это выполнено с невероятным вкусом и изяществом, рукописный текст будто бы заставляет услышать голос художника, а мне, как хорошему знакомому Диодорова, сделать это легко. Могу сказать, он очень обаятельный и очень цельный человек.

В альбоме нам подарена уникальная возможность прочитать книги вместе с Диодоровым, попытаться разгадать его понимание литературы, его методику встраивания визуального ряда в образный строй книги. Вот возьмём иллюстрации к детским повестям Кассиля. Повестям, где дети погружаются в мир своих фантазий. Диодоров же идёт по другому пути. Он иллюстрирует тексты предельно реально, очень острые черты лиц у героев, никой размытости, всё конкретно и графично. Впечатляет.

А вот иллюстрации к Бажову совсем другие. Здесь важна общая композиция, сочетание верхних и нижних рядов и пленительная наивность образов. Композиция рисунка закрытая. Всему есть граница, чтобы взгляд никуда не ускользал. В Кассиле же, напротив, пространство открытое, много воздуха. И это отвечает потаённым смыслам и того и другого автора. В каждой иллюстрации к Бажову виден сюжет, все персонажи в динамике, их позы выразительны и недвусмысленны.

Иллюстрации же к «Сказкам скандинавских писателей» очень аскетичные, чёрно-белые. Комбинирование силуэтов букв и зверей – это просто гениальная находка. Все герои как будто чуть искажены, не совсем реальны, и в этом взгляд, создающий сказочность, чуть иное, нереальное зрение.

Абсолютно в другом стиле выполнены иллюстрации лирических стихотворений Гёте. Дух немецкого романтизма схвачен удивительно точно. Тут важнейшее значение имеет игра света и тени, мягкость перехода чёрно-белых тонов и того, что по цветовой гамме между ними, оттенки серого. Фигуры людей изящны, стройны, собранны, напоминают дорогие статуэтки. Всё под светом луны, и в этом тоже суть немецкого романтизма, перенесённая в книжные иллюстрации.

Иллюстрации к «Двенадцати» Блока можно рассматривать бесконечно. От самого портрета Александра Александровича – мурашки по коже. Поразительный образ, что-то евангелическое в лице, роза в петлице, непропорционально длинные пальцы. А сцена на улице! Всего четыре фигуры, но какое ощущение хаоса, отчаяния, злого рока, и фотография на афише, прорисованная в отличие от людей чётко, подчёркивает диссонанс: искусственное выглядит чётче живого. «...В белом венчике из роз – / впереди Исус Христос».

Иллюстрации к поэме «ЗОДЧИЕ», 1980, ОФОРТ

Выбор книг здесь весьма разнообразен. Кончено, обо всех работах сказать невозможно, но как великолепно смотрится иллюстрация к Сельме Лагерлёф «Стая над городом Карлскруна». Это такое заоблачное чувство высоты, такая перспектива, что дух захватывает.

Иллюстрируя знаменитую поэму Дмитрия Кедрина «Зодчие», Борис Диодоров находит особый суровый тон. Тут и профиль Ивана Грозного, строгий, непримиримый, и дух той эпохи, переломной и беспощадной. Надо сказать, что автобиография от руки, как и свидетельства и оценки современников, рассыпана по всему альбому. И это создаёт правильную полифонию.

«Посмотрев Ваши иллюстрации к рассказам Толстого, я просто восхитился. Даже трудно найти слова, чтобы выразить мой восторг. В Ваших работах, я уверен, отражается дух произведений Толстого. Только я боюсь, что, может быть, мой перевод не так точно передаёт дух Толстого, как Ваши иллюстрации…» Вот текст знаменитого японца Т. Фудзинумы. И он, я думаю, точно отражает восторги всех, кто сталкивается с творчеством и личностью Бориса Диодорова. Счастье быть современником такому человеку.

Борис Диодоров последние годы радеет о музее «Дорога к Пушкину» – музее, созданном его великим талантом и энтузиазмом. Дай Бог, чтоб его замыслы были поняты и поддержаны государством.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS