Признаюсь, что не без интереса посмотрел документальный фильм о дорогах Сергея Есенина, автором сценария и ведущим которого выступил историк и поэт Сергей Дмитриев.
Прежде всего мне был интересен сам автор фильма. Направившись по следам великого русского поэта, он спокойно, с доброй улыбкой, с первых же слов и видеокадров располагает к себе зрителей, посвящая нас в тайны жизни и творчества человека, который назвал себя «Божьей дудкой». Начав своё путешествие в мир и судьбу Есенина со станции Дивово, мы видим бегущие вдаль рельсы, многотонные локомотивы и электрички, а затем действие фильма переносит нас в крохотную комнату поэта, где стоит простой деревянный сундук, и мы ощущаем, как быстро ушла в прошлое патриархальная Русь.
Маленькую станцию Дивово Дмитриев назвал отправной точкой всех путешествий и возвращений в отчий дом Сергея Есенина. И тут же на своём современном железном коне он сам уже не по просёлочной, а по асфальтной дороге поехал в родное село поэта Константиново и там отыскал тех, кто решил высказать своё отношение к знаменитому земляку. Его собеседники были просты и естественны, не терялись перед камерой, доверяя улыбке Дмитриева, его простым и понятным вопросам и рассуждениям. Получилась органически цельная картина, где смысловой ряд дополнялся видовым. Кстати, авторы фильма не злоупотребляли историческими фотографиями, размещая и подбирая из них только те, которые дополняли и уточняли документальную и эмоциональную часть повествования.
Хороши пейзажные съёмки и особенно панорамные съёмки с воздуха. Думаю, что многие впервые увидели железнодорожный билет, по которому Есенин в последний раз приезжал домой в родное село. Вот только постоянное напоминание о неприкаянности и отсутствии своего угла у Есенина, как мне показалось, прозвучало с позиций сегодняшнего дня, чтобы мы прониклись некой жалостью к судьбе поэта. Квартирная обустроенность вряд ли изменила бы что-либо в его судьбе; не путешествуй он по стране и миру, у него не появились бы «Персидские мотивы», а взгляд из Парижа и Америки ещё раз утвердил поэта в том, что истинное место, где тебе вольно дышится и работается, – это та земля, которая дала тебе жизнь.
Принято считать, что лётчики не умирают, они просто не возвращаются из полётов. Сергей Дмитриев придумал свою версию, сказав, что когда поэт умирает, то он попадает в мир своих стихов. Мне кажется, что фильм «Моя поэма – Русь!», снятый по президентскому гранту студией «Лавр» (продюсеры М. Гусева, С. Резвушкина, режиссёр Я. Рубановская), получился, с чем мне и хотелось бы поздравить авторов этой ленты (любителям Есенина посмотреть её можно в интернете, на сайте «Поэтические места России» – ruspoetry.ru).