Алексей Одесский
…на пороге Третьей мировой войны… Сколько раз человечество приближалось к роковой черте, сколько раз мир стоял в одном шаге от ядерной катастрофы? Сколько «карибских кризисов» не стало достоянием общественности? Об одном из них, малоизвестном, рассказывают авторы мини-сериала «Дорогой Вилли» – режиссёр Владимир Щегольков, сценаристы Игорь Прокопенко и Дмитрий Новосёлов. «В это трудно поверить, но всё, что вы увидите, произошло на самом деле, – утверждают они в первых кадрах фильма, – …мы изменили даты, некоторые имена, но ничего не придумали».
С датами, правда, перестарались, потеряв логику хронологии повествования. В первой серии Брежнев приезжает домой после тяжёлого заседания Политбюро и видит в выпуске новостей канцлера ФРГ, вставшего на колени в Варшавском гетто. Этот известный эпизод политической биографии Вилли Брандта имел место во время его визита в Польшу в начале декабря 1970‑го и никак не мог инспирировать Брежнева к сближению с Брандтом, поскольку советско-западногерманский договор уже был подписан в Москве 12 августа того же года. Можно предположить, что события сериала развиваются в конце 1969‑го, вскоре после вступления Вилли Брандта в должность бундесканцлера. Но чтобы окончательно запутать внимательного зрителя, директор издательства вручает главному герою запрет на издание перевода романа некоего классика немецкой литературы Винклера, датированный 12 декабря… 1973‑го. Не вызывает сомнений лишь одно: всё произошло в канун новогодних праздников.
Но не будем слишком придирчивыми к шпионскому боевику – художественное кино не грех приукрасить деталями. Тем более речь идёт о нашем недалёком (что для истории полвека?) прошлом – вполне осязаемом, реальном и вместе с тем уже ставшем легендарным.
Дорогой Леонид Ильич. Человечище! Классный мужик! Сергей Маковецкий сыграл Брежнева гениально! А как похож – живее всех живых! Глава Советского государства ответил как-то западной журналистке: «Я хочу, чтобы в Европе были мир, спокойствие. Чтобы государства жили в мире. Не вмешивались во внутренние дела. Соблюдалась суверенность каждого государства. Разве этого мало?» Генсек ЦК КПСС намерен провести в жизнь «политику мирного сосуществования». Для этого ему необходим прямой контакт с Вилли Брандтом. Причём установить его нужно тайно, так, чтобы «серый кардинал» ЦК, верный ленинец Михаил Андреевич Суслов (Владимир Конкин – всеми любимый Володя Шарапов – в этой роли просто прекрасен, по-другому не скажешь!), упрямо не желающий идти на переговоры с идеологическим врагом («Каждый раз сближение с Западом приносит нам горе»), не догадался. Брежнев обращается к своему ближайшему соратнику Андропову: «Юра, найди мне человека не из КГБ!» Помните, в «Деле гастронома № 1» Игорь Черневич выступил в роли сердобольного следователя из конторы, а нынче пошёл «на повышение», дорос до председателя КГБ СССР (а Маковецкий какую карьеру сделал!)
Лёня, Миша, Юра вершат судьбы человечества. А спасать мир предстоит Герою – рыцарю без страха и упрёка. Где-то мы это уже видели… Реанимируют суперагента, понадобившегося для выполнения сверхсложного сверхсекретного задания. Ах, ну конечно: Корбен Даллас (Брюс Уиллис) в «Пятом элементе» Люка Бессона. Там ещё фигурировал бравый генерал, желающий во что бы то ни стало сразиться с тёмными злыми силами на поле боя. И мы не лыком шиты – Семён Михайлович Будённый на заседании ЦК с шашкой наголо предложил нанести «небольшой» ядерный удар первыми.
Наши герои ничуть не хуже голливудских! У «советского Джеймса Бонда», разведчика Вячеслава Варданова (его играет Сергей Марин) есть реальный прототип: Вячеслав Ервандович Кеворков, генерал-майор КГБ, германист, журналист, писатель. Он же – прототип полковника Славина (Юрий Соломин) в многосерийном фильме «ТАСС уполномочен заявить» (в 1984‑м сам Кеворков был соавтором сценария – с Юлианом Семёновым).
Друг Варданова Валерий Плетнёв (актёр Алексей Розин), с которым они вместе отправляются в Западный Берлин, не кто иной, как Валерий Леднев – лучший советский журналист-международник, между прочим, работавший и в «Литературной газете».
Кирилл Кяро гармонично смотрится в образе Вилли Брандта (популярный актёр активно снимается в кино – везде успевает!). Адекватный политик у руля немецкого государства… Их можно пересчитать по пальцам: Конрад Аденауэр, Вилли Брандт, Гельмут Шмидт, Гельмут Коль, Герхард Шрёдер… Колоритно выглядит на экране антипод Брандта из конкурирующей партии: чем-то он смахивает на нынешнего канцлера Германии, только причёска – как у фюрера. Брандт способен противостоять внутренним политическим оппонентам и готов оказать сопротивление хозяйничающим в Европе американцам.
Немаловажная фигура – главный советник Брандта, архитектор восточной «политики сближения» Эгон Бар. «Похищение» высокого гостя из гостиницы «Украина» на «жигулях» – фантазия, но «какое же кино без погони?» А посещение общей уборной в коммунальной квартире вообще могло стать для Бара приключением на всю оставшуюся жизнь. В реальности статс-секретарю ФРГ довелось побывать на даче Леднева в Переделкине, и вместе с советскими партнёрами он действительно пил там водку…
Размещение американских ядерных боеголовок на территории Германии благодаря стараниям советских разведчиков удалось предотвратить, коммуникация Брежнева и Брандта налажена. Важен диалог Брежнева и Суслова в финале картины. Помирить их сумела мудрая супруга Михаила Андреевича – Елизавета Александровна (её сыграла замечательная актриса московского ТЮЗа Арина Нестерова). «Нам с тобой нужно быть вместе, – говорит Брежнев. – Мы оба правы, но каждый – по-своему. Пускай нас рассудит история». История, безусловно, рассудит. Время идёт. Часики тикают…