Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2021 г.
Литература

Достоевский forever

08 июня 2021

Вот и прошёл очередной конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте», как всегда, инициированный Фондом Достоевского и в этом году посвящённый двухсотлетию писателя. А ведь я стояла у его истоков! В 1999 году, будучи учёным секретарём фонда, помогла И. Волгину в организации самого первого конгресса.

И вот уже IX конгресс. Во всех смыслах выдающийся. Во-первых, юбилейный (один из предыдущих был сдвоенный, так что нынешний, по сути, десятый). Во-вторых, посткарантинный. И проходил он не как обычно – в декабре, а в мае. Что даже символичнее: Пасха, цветение, теплынь как нельзя лучше совпали с человеческими эмоциями. То и дело кто-нибудь цитировал Экзюпери. Метафора про «роскошь человеческого общения», казалось, была растворена в самой атмосфере не скажу мероприятия – праздника.

Впрочем, праздника очень «рабочего». Структура его осталась прежней, однажды найденной и доказавшей свою жизнеспособность: пленарные заседания, секции, которых в этот раз было три («Достоевский: текст и контекст», «Метаморфозы в пространстве культуры» и «Язык как средство коммуникации»), и круглые столы.

Отмечу выступления, которые заинтересовали и оставили послевкусие.

Это доклад Игоря Волгина, президента фонда, «Достоевский как интурист: открытие Европы» по очерку Достоевского «Зимние заметки о летних впечатлениях» – тексту не очень известному и тем не менее концептуальному и удивительно современному. Волгин, преподаватель и поэт, умеет говорить содержательно и образно, то есть нескучно, что в академической среде удаётся далеко не всем.

Как учителю литературы мне было интересно выступление Я.В. Таньковой (Москва) с длинным названием «Как великие русские писатели попали в круг интересов юного русского читателя, из которого их ранее выбила тоскливая школьная подача, через мангу и аниме». Не соглашусь, что школьная подача классики тотально «тоскливая» – всё зависит от учителя! – но то, что нужны новые способы вкладывания её в головы и души современных школьников, очевидно. И выступление Е.Ю. Серова, главного редактора радио «Книга» (Москва), «Авига – конвергентная книга будущего».

В обоих выступлениях прозвучала очень важная, на мой взгляд, мысль: великие тексты вечны, но их подача может и должна меняться.

Ведь современный подросток другой, нежели подросток девятнадцатого и даже двадцатого века: не лучше, не хуже, а «таков, каков он есть, и больше никаков».

Как человеку, любящему театр и обожающему кино, мне был интересен доклад Е.М. Чепиной (Пермь) «Классические сюжеты: современные сценические и кинематографические интерпретации». А ещё – В.В. Борисовой (Уфа) «Дело о каманинском наследстве» (вот сериал получился бы!).

Как поэту – выступление М. Кудимовой (Москва) «Достоевский и поэзия Серебряного века» (тем более что у меня был доклад «Поэты Серебряного века как герои Достоевского»).

Трогательно выступал Д. Лоуэнфельд (США) на тему «Пушкин – духовное противоядие». Он доказывал нам, русским, что Пушкин – «весёлое имя» и лучший антидепрессант, читая при этом стихи поэта, которые у нас знает каждый школьник. Но кто был действительно неподражаем и единственен, так это Дмитрий Андреевич Достоевский, правнук писателя. И я подумала: «Гения определяют не только предки, но и потомки.» Дмитрий Андреевич – в свои 76 лет – ясномыслящ, умён, прост, общителен и доброжелателен: одинаково интересно было и слушать его доклад («Аресты НКВД племянника и внука писателя»), и просто разговаривать, и. танцевать.

А вот с чем я не могла согласиться, так это с докладом С.А. Кибальника (Санкт-Петербург) «Мифологизация классики как основная форма существования современной культуры (на примере лекций Дмитрия Быкова)». Кибальник говорил о том, что Быков знает всё поверхностно, что его лекции слишком легковесны. А я подумала: вам бы, господа профессора и академики, его «лёгкости» (по мне, так моцартовской), умения заинтересовать, заставить читать и думать. Я благодарна Диме за то, что он понимает: главное в нашем, учительском, деле – организовать встречу юного человека с великим текстом. Не у всех выступавших на конгрессе получилось заинтересовать даже коллег-филологов, что уж говорить о современных подростках. А у Быкова – получается!

И ещё один, вроде бы неожиданный сюжет.

На последнем кругом столе И. Волгин, извиняясь за то, что «ворует время у Достоевского», поделился с участниками конгресса своей бедой, хорошо известной его близким и друзьям. Дело в том, что некий человек написал статью в «МК», в которой среди прочего обвинил Волгина в том, что он на литфондовском участке вырубил деревья и построил детскую площадку для своего ребёнка. Причём на грант, полученный на проведение конгресса. Скучно опровергать очевидное: и деревья целы, и государственные деньги не тратились, и площадка построена не только для своего, но и для других переделкинских детей.

Вот ведь Волгин извинялся, а сюжет-то вполне «достоевский», переходящий в «булгаковский».

На конгрессе была принята резолюция, в которой, в частности, заявлялось: «Мы прекрасно сознаём, что дело это носит прецедентный характер. Уверены, что публичное разоблачение инициаторов этой отвратительной интриги не только восстановит справедливость, но и даст надежду на искупление в нашем обществе злонамеренной лжи, а также на торжество Закона и Справедливости».

Но этот сюжет не омрачил праздника: у меня, как, думаю, и у других участников, есть твёрдая уверенность, что правда победит ложь, потому что – по законам жизни и искусства – добро всегда побеждает зло.

Инна Кабыш

Тэги: Событие Инна Кабыш
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В едином поле

    18.04.2025
  • Три рекорда

    19.03.2025
  • Из Ленинграда в Сталинград

    14.03.2025
  • Читая музыку смыслов

    28.02.2025
  • Чтение с пользой

    12.02.2025
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • Наш Казанова

    64 голосов
  • Журналистов обижать нельзя,

    62 голосов
  • Славное прошлое и счастливое будущее

    52 голосов
  • Розыгрыш или проигрыш?

    50 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS