Это непросто, потому что после известного периода «построения демократии и рыночной экономики» Россия сегодня такая, какая она есть. Исправление навороченного на пути «в цивилизованный мир» только начинается. Тем важнее продолжать эти усилия, и украинский кризис здесь только помощник. Важна, однако, искренняя готовность отказаться от «политкорректных» западнических стереотипов и опереться на собственную политическую традицию.
Если встать на такую позицию, более ясно видится символика недавней встречи лидеров ведущих стран Запада во Франции и приглашения президента России на торжества, посвящённые 70-летию высадки англо-американских войск в Нормандии. Если кто-то думал, что в 1944 году союзники стремились снять с Советского Союза хотя бы часть бремени по борьбе с нацизмом и эта память побудит Запад встать на нашу сторону сегодня, он глубоко ошибается. Англосаксы высаживались на западном побережье Франции не только для того, чтобы быстрее победить фашизм, но и с целью помешать СССР закончить войну на выгодных для Советской страны позициях и создать прочную военно-политическую основу для выдавливания России из Европы в будущем.
Этой логикой они продолжают руководствоваться и сегодня, но с поправкой: они считают, что переформатировать Россию на западный манер – задача реальная. Соответственно, они не оставляют надежды изменить подход Кремля к проблеме Украины и Крыма. Отсюда обамовские «условия восстановления доверия к России», хамский тон заявлений председателя Еврокомиссии Баррозу, враждебный подход канцлера Меркель и других наших «партнёров».
Для расчёта на успех у них имеются весомые основания. В силу сформированной за последние десятилетия привязки России к Западу последний приобрёл немало возможностей нанесения ущерба если не нашей стране в целом, то значительной части современной российской элиты. Что же касается политических и моральных оснований для уверенности, что Россия «не сдюжит», то мы и сегодня продолжаем давать их.
Запад при лидирующей роли США ведёт себя в украинском кризисе провокационно, почти по-бандитски. Никакими уговорами, посулами или сдачей позиций свои интересы ни на Украине, ни на постсоветском пространстве, ни в том, что касается справедливого мироустройства в целом, нам обеспечить не удастся. Отвод войск от границы и умиротворение агрессора путём предоставления ему скидки на газ не помогут, только навредят. Заставить Запад и тем более его сателлитов считаться с собой мы сможем только силой – политической, экономической, военной. Силой идей и принципов, наконец.
Соответственно, цель внешнеполитической работы по украинскому вопросу должна заключаться не только в том, чтобы разъяснить позицию России или напомнить очевидные международно-правовые основы действий противников киевской хунты. Важнейшая задача – демонстрировать, что принципиальные идеологические и нравственные разногласия с современным политическим Западом есть у любого здравомыслящего человека на планете. И тем более у стран, которые хотят сохранять свой суверенитет.
Именно поэтому нельзя допускать смысловых сбоев. Да, стоит уважать выбор украинского народа. Но что в этом выборе достойно уважения? Неужели то, что к власти на Украине пришёл олигарх, пляшущий под американскую дудку? Олигархи в принципе не могут выражать волю народов. Олигархия всегда идёт в паре не с демократией, а с охлократией, то есть с властью толпы, что мы и наблюдаем в Киеве. Олигархи, и Донбасс тому красноречивый пример, злейшие враги власти в интересах народа. Или достойно уважения то, что Порошенко в числе прочих подготовил и осуществил госпереворот, а потом организовал силовое подавление его противников? Или его соучастие в военных преступлениях?
У русского народа есть поговорка: «Конец – делу венец». Начало действий России по Крыму и Украине было хорошее. Все мы помним событийную канву, помним призывы защитить русских и украинцев на юго-востоке Украины от кровавого беспредела. Будет ли завершение нашей линии в украинских делах достойным венцом такому началу?
Чтобы это было так, надо серьёзно, по смыслу, опереться на наследие родоначальника русской политической традиции суверенитета святого Сергия Радонежского. Смысл этот вот в чём. Благословляя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, святой Сергий понимал, что «объективно» Россия в 1380 году была не готова сбросить иго и что последствия войны будут суровейшими. И тем не менее он сделал то, что сделал, и наши предки одержали победу на века.
Сегодня вновь мы переживаем такой исторический момент, когда за собственное достоинство и независимое будущее нужно постоять, несмотря ни на какие угрозы.
Михаил ДЕМУРИН