Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июня 2024 г.
  4. № 24 (6938) (19.06.2024)
Литература Интервью

Духовные искания

Писать о Боге можно только веруя

22 июня 2024

Протоиерей Олег Штельман больше известен читателям как поэт, однако он пишет также рассказы и произведения для детей. Не так давно в аудиоформате вышла его прозаическая книга «Преображение». Беседуем с ним о поиске вдохновения в классике и особенностях преподнесения сложных тем маленьким читателям.

– Олег Викторович, какие священные тексты или, может, литературные шедевры оказали наиболее вдохновляющее влияние на ваше творчество?

– В разные периоды моей жизни меня вдохновляли и вдохновляют разные вещи. В школьные годы – сказки А.С. Пушкина, Н.В. Гоголь с его фантастическими произведениями и другие. После службы в рядах Советской армии я погрузился в мир православия. В двадцать два года стал дьяконом и выбрал путь безбрачия. Когда мой митрополит разрешал мне отдохнуть, я использовал эти каникулы для посещения святых мест. Побывал во Пскове, на Валааме, Соловках, в Троице-Сергиевой лавре, Киево-Печерской лавре… Никогда не забуду посещение Почаевской лавры. Я приехал на празднование Почаевской иконы Божией Матери. Из-за количества народа было невозможно всех устроить на ночлег. Разрешили всем ночевать прямо в храме. Бывалые паломники брали с собой какие-то подстилки, спальные мешки. Больше всего мне понравилось, что некоторые верующие не спали: собирались в небольшие группы и пели духовные песни. Затем эти песни переписывали друг у друга – это была молитвенно-творческая ночь, где происходило знакомство с народными поэтическими шедеврами.

На меня очень сильное впечатление произвели «Лето Господне» И.С. Шмелёва и поэтическая переписка А.С. Пушкина и митрополита Филарета Дроздова. Пятнадцать лет назад, когда отмечалось 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя, мне пришла в голову мысль ознакомиться со списком всех его произведений. И вот мне попались «Размышления о Божественной Литургии». Я сперва отнёсся скептически к этому произведению и даже поначалу решил не читать. Но потом подумал: нет, всё-таки познакомлюсь. Я читал с таким восторгом и не верил, что это пишет человек, который написал «Ночь перед Рождеством» и «Вия». Я поразился, насколько это глубоко, словно писал опытный богослов. Мысли высказывались с такой любовью и каким-то благодатным, духовным языком старца. Для меня открылся совершенно другой Гоголь. Ещё я узнал, что он не раз посещал Оптину пустынь и общался со старцем Макарием, посетил Святую землю – евангельские места. Прежде чем написать свои «Размышления…», он выучил греческий язык, чтобы на языке оригинала изучить литургию. Ведь он прекрасно знал, что наши предки когда-то переводили богослужебные книги с греческого на славянский, когда перенимали веру у греков. Это достойный пример для писателей – как нужно тщательно готовиться к написанию книги.

У меня есть одна знакомая поэтесса в возрасте из Минска, которая пытается писать стихи о Боге. Я ей говорю: вы не пишите о Боге, потому что вы сами не верите в Него, а ваши стихи для верующего человека звучат нелепо. Для таких людей Бог – это фольклорный персонаж, как Кощей и Баба-яга. Я думаю, что писательская самоуверенность (мол, я всё знаю и во всём разбираюсь) гибельна для творчества. А пример Николая Васильевича достоин подражания. За это я его ещё больше зауважал и полюбил.

– Возникали ли у вас в моменты творчества этические дилеммы, когда поэт и священник внутри вас соперничали?

– Нет, такого со мной не происходило.

– Видите ли вы изменения в своей читательской аудитории в последние годы?

– Вообще, мои произведения рассчитаны на широкий круг читателей. А для любителей аудиокниг у меня есть новость: теперь на Litres можно приобрести мою аудиокнигу с рассказами. Книга называется «Преображение».

– Вы не только поэт, пишущий философские, духовные стихи, но и детский писатель. Какие темы и идеи считаете актуальными в современной детской литературе с учётом её воспитательной функции и интересов детей?

– В своих произведениях я стараюсь открыть Божий мир для детей в доступной для них форме, не пытаясь при этом брать на себя роль воспитателя. Например, в рассказе «Пасхальная радость», чтобы объяснить ребёнку тему смерти и вечной жизни на примере бабочки, шмель говорит:

«– Когда люди умирают, их души улетают в небо, к нашему Творцу Небесному.

– А, я поняла, – радостно воскликнула бабочка. – Они как я. Сначала я была гусеницей, потом стала куколкой, а потом, когда я вышла из куколки, у меня появились крылышки, и теперь я могу летать!»

Эту и другие темы я затрагиваю в произведениях. Нельзя игнорировать детские вопросы, а нужно объяснять на доступном языке. Ведь уже с детства многое закладывается в душе ребёнка.


Тэги: Приглашение к диалогу
Обсудить в группе Telegram

Валерия Богданова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мастерство опустошения

    31.07.2024
  • Вечное не отменить

    25.07.2024
  • Нам нужна культурная интеграция

    12.07.2024
  • Сайты как университеты

    05.07.2024
  • Мы выстоим!

    04.07.2024
  • Страшат не санкции, а духовный раскол

  • Книга.FM

  • Регистры речи

  • Стандарт, диагноз или... призвание?

  • Ключ от тайной комнаты

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS