Дебютировав в качестве сценариста в 2014 году, Любовь Мульменко сделала многое: фильмы по её сценариям становились участниками и призёрами многих кинофестивалей, о них спорят, критики и зрители отмечают её индивидуальный почерк, нетривиальный подход к сюжетам, мастерство диалогов.
Пожалуй, наибольшую полемику вызвала драма режиссёра Оксаны Бычковой по сценарию Мульменко «Нина», включённая в программу «Российское кино» 46-го ММКФ. Фильм интересен не только отличной игрой актёров, великолепными съёмками Тбилиси, но и литературной основой. В нашем игровом кино всё настойчивей утверждается типаж женщины сильной, самодостаточной, жёсткой, даже по-мужски грубой. Но Мульменко с Бычковой рассказали историю о любящей, слабой и нежной женщине (Юлия Пересильд).
Звонок из прошлого перевернул благополучную жизнь Нины: её бывший возлюбленный Руслан (Евгений Цыганов) просит срочно приехать к нему в Тбилиси – жить ему осталось считаные дни. Известие ворвалось в размеренную жизнь героини, где есть всё: любящий муж (Кирилл Кяро), чудесный маленький сынишка Ваня, любимая профессия (детский логопед). Крепкая семья, хороший дом, «что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость?». По-христиански на последнюю просьбу некогда близкого человека надо откликнуться, но у неё уже давно другая жизнь. Однако муж безгранично доверяет жене и поддерживает Нину в её милосердном порыве.
Но в Тбилиси Нина встречает не умирающего, а пьяного одинокого Руслана. Однако Нина почему-то не берёт билет на самолёт, а остаётся с Русланом на три долгих дня. Они бродят по городу своей юности, заходят к старым друзьям, поют, танцуют, пьют вино, едут в горы. И вот там… Нет, Нина отказывает Руслану в близости, что приводит мужчину в ярость. Циник и подлец, великолепно сыгранный Цыгановым, бросает своей бывшей возлюбленной жестокие слова: он её никогда не любил, даже спал с её подругой, только Нина, наивная дура, ничего не замечала, она сама ханжа и приспособленка… и тому подобные гадости. Юлия Пересильд достоверно играет все переживания героини: растерянность после неожиданного звонка, внешнее спокойствие при встрече с Русланом и сильнейший эмоциональный срыв после его злобных ночных «откровений». Руслан убивает Нину словами… Последний день Нины в Тбилиси и финал истории окажутся неожиданными для зрителя.
Юлия Пересильд и Евгений Цыганов
Любовь Мульменко исследует разные женские психологические типы. В драме «Дунай» (2021 года), ставшей её режиссёрским дебютом, главная героиня – замкнутая девушка Надя (Надежда Лумпова) бежит от московской суеты в отпуск в Белград с желанием кардинально изменить судьбу. В первый же день в кафе она знакомится с молодым сербом Нешей (Ненад Васич). Они гуляют по городу, валяются на скамейках на берегу Дуная, а потом расслабившаяся Надя зовёт нового приятеля в снятую ею квартиру, где они пьют вино, дурачатся, и в первую же ночь у молодых людей случается спонтанный секс. Утром она с удивлением узнаёт, что парень всего лишь уличный жонглёр. Сначала она очарована кочевой жизнью, но довольно быстро свобода без границ оборачивается раздражением и отторжением. Домик с дырявой крышей и ночёвка под открытым небом отрезвляют Надю – приходит понимание, что туризм и эмиграция не одно и то же, а разница менталитетов не пустой звук. Да, Неша лёгкий, добрый, но инфантильно-безответственный, он не собирается строить с ней серьёзные отношения, мечты о семье оказываются миражом, она возвращается в Москву такой же одинокой, с грузом несбывшихся надежд.
Вторым фильмом Любови Мульменко как режиссёра и сценариста стала лента «Фрау» (октябрь 2023 года). Жанр фильма определить довольно сложно: полуреальный, полусказочный, ироничный, пародийный, абсурдный, мелодраматичный, но не слишком серьёзный. Действие происходит в Перми, родном городе Любови Мульменко.
Надежда Лумпова и Ненад Васич
Главные герои – чудноватый продавец Ваня (Вадик Королёв), чем-то напоминающий Форреста Гампа, и балерина Кристина (Елизавета Янковская). Они ищут любовь, свою вторую половинку. Ваня работает в магазине «Охотник-рыболов», он как будто явился из прошлого: любит пионерские песни, Магомаева, весь интерьер его квартиры из 70-х годов, всё сохранилось как при бабушке. В своих мечтах он рыцарь на белом коне, добивающийся расположения прекрасной и чистой девушки «с главным женским именем Мария». Это первая и неудачная любовь Вани, о которой он пишет книгу «Ледяная сказка», а тетрадку с рукописью хранит в морозилке холодильника, потому что «его сердце обратилось в лёд и навсегда утратило способность любить». Чем не мальчик Кай из «Снежной королевы»? Есть ещё одна странность – отдельных представительниц прекрасного пола он называет «фрау».
Ваня ищет замену отвергнувшей его Марии, в театре видит Её – настоящую «фрау», балерину Кристину. А вот она-то девушка абсолютно реальная, земная, совсем не сильфида. Живёт в обшарпанной пятиэтажке с авторитарной бабушкой-профессором (Людмила Чиркова) и мамой (Инга Оболдина). Все они женщины одинокие – мужчин в доме давно не водится. У Кристины вялотекущий и бесперспективный роман с женатым и пьющим травматологом (Алексей Розин). И вдруг появляется поклонник в лице правильного Вани, ответственного, обходительного, желающего создать семью «для смысла жизни». Подруга Кристины оценивает воздыхателя: «Настоящий мужик, не хипстер». «Почему не попробовать жить вместе?» – думает Кристина, желая уехать из бабьего царства, обретя свой дом.
Молодые люди идут на заведомо провальный эксперимент. Кристина хочет, чтобы у них всё было современно, меняет шторы, переставляет мебель, не хочет слушать советские радиопостановки, которые Ваня заводит перед сном. Сам герой-рыцарь при ближайшем рассмотрении не такой уж идеальный: служение прекрасной даме – это фантазия, а жена должна отвечать определённым критериям, к реальной девушке не имеющим отношения. Он носит с собой страшный топорик якобы для защиты «фрау», но кто знает, как он его пустит в ход. Нет-нет, да и повеет маньячеством от положительного Вани.
Елизавета Янковская в фильме «Фрау»
Отношения не складываются. После горьких разочарований и Ваня, и Кристина приходят к парадоксальному выводу: одиночество их лучший выбор, им хорошо в своём пространстве, не нужно ломать свою индивидуальность. Оказывается, Ваня всё это время скучал по коллегам и рыбалке, а Кристине не так уж плохо с мамой и бабушкой, которых она очень любит, да и травматолог с мужскими посиделками в пивном баре с караоке не так уж плох, отзывчивый добрый мужик... Все роли фильма, вплоть до эпизодических, сыграны убедительно, ярко.
Думается, что история, рассказанная Мульменко во «Фрау», про то, что надо ценить себя в настоящем, не оглядываясь на схемы и правила прошлого, не творить вымышленных кумиров. Не случайно мечты Вани из «Ледяной сказки» сняты в чёрно-белом варианте как фильмы давних лет с наивным и возвышенным текстом. Герою комфортно в том мире, но вряд ли он достигнет счастья, оставаясь в прошедшем времени.
Несмотря на то что многие критики упрекают женские персонажи Мульменко в инфантилизме и зацикленности на своих переживаниях, такие героини существуют в реальной жизни и имеют право на отражение в киноискусстве наряду с другими типажами. Жизнь многогранна, тем и интересна для режиссёров и сценаристов. Фильмы, снятые по сценариям Любови Мульменко, вызывают интерес разной аудитории, их сюжеты и образы героев не повторяются, не давят на зрителя, не бывают скучными, а ненавязчиво приглашают думать, чувствовать и любить.
Людмила Смирнова