Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2023 г.
Искусство Культура

Dura lex, sed lex

21 июня 2023

Избитая латинская формула о суровом законе, кажется, никак не приложима к байкам о нашем Серебряном веке или ревущих двадцатых Голливуда. Пьянство, наркотики, беспорядочные связи – в сознании очарованного потомка всё это не предполагает судебных разбирательств и взаимных прений сторон. Как же так, вечеринка у Рудольфа Валентино – и прецедентное право! Однако что у нас, что у американцев закон довольно быстро прибрал к рукам бунтующее юное искусство, а учитывая всегдашнюю любовь зрителя к титру «Основано на реальных событиях», в суд на зарвавшихся художников подавали нередко.

Удивительно, но по судебным делам чиновники Российской империи значительно обогнали заокеанских коллег – первый громкий случай, связанный с кинофильмами и чьими-то честью и достоинством, у нас произошёл ещё в 1912 году, когда Яков Протазанов закончил скандальный «Уход великого старца». Уже по дате выхода можно понять, что это был за старец, – да «продюсеры» Тиман и Рейнгардт особенно и не скрывали, что их режиссёр «экранизировал» последние дни жизни Льва Толстого, умершего в 1910-м. Толстой в начале двадцатого века был настоящей суперзвездой, и смерть его стала событием не то что общеимперским, но планетарным. Конечно, в начале десятых годов Протазанов не был ещё «тем самым» Протазановым, снявшим «Пиковую даму» и «Отца Сергия» (по Толстому, кстати), но в то время у него уже была достаточная репутация, чтобы взять столь живую и противоречивую тему, как смерть величайшего писателя последнего времени. Виновными в кончине Толстого были выведены графиня Софья Андреевна и секретарь Владимир Чертков. Близкие почившего пошли по самым высоким инстанциям и крупным газетам с требованием изъять картину как клеветническую, что царская власть незамедлительно сделала, тем самым лишь подогрев интерес иностранной публики (в Европу было отправлено несколько копий) и, чего уж греха таить, последующих поколений. Честно говоря, и для Толстого, и для Протазанова этот небольшой конфуз не стал чем-то из ряда вон – ещё «Воскресение» в Америке замечательно расходилось как «запрещённый шедевр», а Протазанов в 1918-м успеет вдоволь поплясать на костях несчастного Николая I в «Отце Сергии». Вот оно, пагубное влияние!

Американское кино в юридическом смысле отметится только в 1932-м (не считая уморительного процесса о признании кино искусством, но эта история требует отдельной статьи), причём тоже не без нашей помощи. Трагическая тема свержения Романовых никак не отпускала пылких продюсеров с западного побережья, потому уже в начале тридцатых был снят фильм «Распутин и императрица». Вообще, на Западе нашу историю всегда понимали как-то эдак – в 1934-м Джозеф фон Штернебрг снимает безумный фильм «Распутная императрица» (опять же всё сказано в названии) с Марлен Дитрих, а совсем недавно, в 2019-м, на «Нетфликсе» выходят «Последние цари», где на Красной площади в 1905 году красуется Мавзолей Ленина. Но если Екатерина II и Николай II в силу объективных причин не могли подать на продюсеров в суд, то в случае с «Распутиным и императрицей» нашлись живые и гордые Юсуповы – знаменитый Феликс и его жена, красавица Ирина Романова. Ирина, будучи племянницей Николая и прототипом Наташи в фильме, вместе с мужем (в фильме – князем Чегодаевым) потребовали от «Метро-Голдвин-Майер» объяснений, ведь сценарист картины, МакАртур, заставил своего Распутина изнасиловать Наташу и сделать её своей любовницей. Чета аристократов в конце концов выбила из Голливуда что-то очень много – около сотни тысяч долларов, по нынешним меркам несколько миллионов.

Наученные горьким опытом продюсеры вскоре придумали универсальную оговорку, которой я и закончу на случай, если кто-то из их потомков решит прочесть мой текст: «Все имена и события в произведении вымышлены, любые совпадения с реальными людьми и событиями – случайность».

Фёдор Шеремет

Тэги: Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Играть по своим правилам

    20.12.2024
  • Время крупным планом

  • Белым по чёрному

  • А ля гер ком а ля гер

  • Подождите, вы ещё ничего не слышали!

  • Камера, мотор!

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS