Канал „Россия 1“ продемонстрировал церемонию вручения „Золотого орла“
Объявление лучших в теле- и кинофестивале «Золотой орёл» – теперь без сериалов и телевизионных фильмов нашу (и, конечно, мировую) киноиндустрию представить невозможно – показывает не только то, как киноакадемики относятся друг к другу, но и выявляет пути, по которым предстоит двигаться российскому кинематографу.
Не будем придираться к шероховатостям, собственно, церемонии, а рассмотрим по порядку итоги: кто из номинированных признан лучшим и обсудим выбор киноакадемиков.
В главной номинации «Лучший игровой фильм» победил «Салют-7» (режиссёр Клим Шипенко), он опередил (и, по-моему, справедливо) фильм тоже про космос – «Время первых» Дмитрия Киселёва, в котором таких ляпов, как отбивание кувалдой в условиях невесомости вредной железяки на обшивке станции и курения внутри её, не было. Но в «Салюте-7» было что-то гораздо более важное (мощь и правда характеров, напряжённость действия, потрясающие «космические» съёмки…), что заставляло прощать всё и смотреть фильм, не отрываясь, до конца, что и определило его успех в прокате. Такой успех, какого у других номинантов («Большой» Валерия Тодоровского, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева) и близко не было.
Из этих фильмов «ЛГ» не писала только о «Большом», в котором хороши были и молодые актрисы, и выдающиеся – Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, а также Александр Домогаров, который замечательно сыграл спивающегося танцовщика. Что помешало успеху «Большого» в прокате? Полагаю, не то, что балетное училище при Большом в нём очень мало (так говорят преподаватели Московской государственной академии хореографии!) похоже на реальное, а то, что в этой истории нет доминанты. Она про интриги в искусстве или про гениальную танцовщицу из народа и про её тернистый путь к славе? Да, когда героиня была в фильме маленькой девочкой (отличная работа Екатерины Самуйлиной), от неё глаз нельзя было оторвать, а когда подросла, то вся история свелась к скучноватой и даже пошловатой производственной драме про воровство и коррупцию, убивающие искусство. Тоже интересно, но это «кино не для всех». Впрочем, и «Большой» был отмечен: Анастасия Пальчикова получила «Золотого орла» за «лучший сценарий». Таким образом, полагаю, отдали дань авторитету режиссёра и продюсера Валерия Тодоровского.
«Аритмию» и «Нелюбовь» мы уже сравнивали. Конечно, я болел за «Аритмию», но и у этой пронзительной ленты есть недостатки, они – в сценарии (кстати, у Звягинцева сценарии всегда математически выверены), у Хлебникова же герои ходят и ходят по кругу: думаешь, сострадая, ну, когда эти замечательные, любящие друг друга люди примут какое-то решение. Например, первое, что приходит в голову: он бросит пить, а она решит родить или уйти от него… Нет, драма в том, что ничего не меняется, герои ничего не хотят и не могут изменить. Обидный какой-то русский инфантилизм. Борьбы нет (за больных-то они жизнь готовы отдать, а с собой что делают?). И должного катарсиса. И должного успеха в прокате тоже нет.
«Лучший телефильм или мини-сериал». «Анна Каренина» Карена Шахназарова победила достойную историческую драму «София» (Алексей Адрианов) и почему-то попавшую в эту номинацию революционно-коммерческую вампуку «Торгсин» (Дмитрий Петрунь).
В номинации «Лучшая актриса в сериалах» Дарью Мороз, очень хорошо сыгравшую главную роль в адаптации скандинавского сериала «Преступление», и Екатерину Климову («Торгсин») победила Лиза Боярская. Да, она поразила, сыграв не ту Анну Каренину, которую мы предполагали (у каждого из нас она своя), а совсем неожиданную: ангела, превратившегося в фурию, какой героиню Толстого «прочитал» Карен Шахназаров.
Изумил «Лучший телевизионный сериал (больше 10 серий)». Мы подробно и крайне критично писали обо всех номинантах. Мне кажется, на экране были гораздо более достойные кандидаты, хотя бы «Склифосовский» или «Медсестра», но «Золотого орла» получил сериал про МИД времён «оттепели» – «Оптимисты» (Алексей Попогребский) – начинался сериал бодро, с симпатией и ностальгией по романтической эпохе Гагарина, Фиделя и комсомольского энтузиазма, но потом вдруг всё свелось к кровавой гэбне и тотальному предательству. За бортом осталась «Таинственная страсть» Влада Фурмана, в которой знаменитые поэты-шестидесятники предстали тоже весьма жалко. Прикольней было бы, если бы в этой номинации победила нахально талантливая экранизация революционного, точнее контрреволюционного блатняка – «Мурка» (Антон Розенберг и Ярослав Мочалов).
В номинации «Лучший режиссёр» Бориса Хлебникова и Валерия Тодоровского опередил Андрей Звягинцев. Тут, полагаю, сработал пиетет перед «старшим братом» «Оскаром» – какого ещё режиссёра американские киноакадемики так часто поощряют номинацией «Лучший иностранный фильм»? А что, а вдруг с «Нелюбовью» на этот раз повезёт? Впрочем, кинокритики предрекают победу другим.
В номинации «Лучшая мужская роль на телевидении» Максима Матвеева (Вронского из «Анны Карениной») и Сергея Гармаша, сыгравшего в «Мурке» ещё одного из его богатой галереи матёрых бандюганов, опередил Сергей Пускепалис, понравившийся академикам в сериале «А у нас во дворе». Да, он в этом сериале про гастарбайтеров сыграл хорошо, как всегда, сердечно, уютно, но его партнёрша Равшана Куркова многим понравилась больше, хотя она в конкурсе никак отмечена не была.
За «Лучшую мужскую роль в кино» был награждён Евгений Миронов. Конечно, Евгений Витальевич выдающийся артист, но с тем, что он во «Времени первых» сыграл лучше, чем другие номинанты (Александр Яценко в «Аритмии» и Владимир Вдовиченков в «Салюте-7»), большинство киноманов не согласилось – решения жюри в подобных конкурсах, это всегда плод компромиссов.
Я очень рад, что приз за «лучшую женскую роль в кино» получила великолепная Ирина Горбачёва за главную роль в «Аритмии», она обошла наших великих артисток Марину Неёлову («Карп отмороженный») и Алису Фрейндлих («Большой»); Алисе Бруновне присудили «Золотого орла» за лучшую женскую роль второго плана в том же «Карпе», жаль, что Марина Мстиславовна осталась без наград.
Отрадно, что не забыли другого замечательного русского артиста: Владимир Ильин получил своего «Орла» за роль второго плана – его Сергей Королёв во «Времени первых» был, безусловно, на первом плане. Он опередил Евгения Миронова («Карп отмороженный») и Александра Самойленко («Салют-7»).
Какой же вывод? Полагаю, что так называемое авторское кино, очевидно, отступает и будет всё больше уступать кинематографу, зрительскому, народному.