Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2023 г.
Литература Библиосфера

Двойной портрет

21 июня 2023

Василий Ловчиков. Буди надежду добрым словом! Стихи. Ольга Шевчук. Рубежи: стихи. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 244 с.

Книга Василия Ловчикова и Ольги Шевчук вышла в хорошо известной двойной серии издательства «У Никитских ворот». Действительно, это поэты, родственные друг другу, в чём-то дополняют один другого, в чём-то составляют целое женского и мужского начала.

Тексты Ольги Шевчук отдают высокой пробой. Я бы назвал их породистыми. У каждого – своя осанка, повадка. Но все они выстроены в прекрасный хор. Её сугубо женские инвективы обёрнуты в мужество и стойкость. Она понимает женский удел как стоическое поведение, как верность, как кристальную чистоту, как проверенность и долговременность чувств.

Ты не идёшь – я вся уже в тревоге,

Тоска затмит румянец на лице.

И жду тебя я так, как ждут немногие,

Мой муж, советчик, друг и офицер!


Не правда ли, здесь такая непосредственность, которая возвышает читательскую эмоцию до предела! Её лирика предполагает не только тоску ожидания, но и желание пережить с любимым один удел. В творчестве Шевчук бездна искренности, и главное – эта искренность выражается с должным мастерством и поэтической культурой.

Промокнув и хрипя в надрыве,

Гася окурки сокрушённо,

Крича «ура» в одном порыве…

«Люблю!» – как талисман им, жёны!


Не только личностные исповедальные мотивы делают поэзию Ольги Шевчук такой близкой людям. Её взор легко устремляется в историю нашего Отечества и отмечает там выдающиеся личности, знаковые подвиги:

Ты стоишь, адмирал,

На свободной земле,

Где тобой побеждён злейший враг,

И на флагманском славном твоём корабле

Гордо реет Андреевский флаг.


Это об адмирале Ушакове. Как точно и ёмко! И позиция автора совершенно понятна. Никакой псевдолиберальной неоднозначности.

Неравнодушное горячее сердце бьётся в каждой строке Ольги Шевчук. Конечно, её не оставляет тема Донбасса, к которой она обращается раз за разом. Здесь и боль, и кровь, и восхищение русским духом, который всё преодолевает. Тут стих её обретает чеканную мощь, словно мускулы его крепнут, превращая каждую букву в оружие возмездия.

Ольга Шевчук отдаёт всю свою душу людям. Она посвящает стихи широко и щедро, посвящает героям давно минувших дней с вневременной личной интонацией, как, например, тонкое, написанное тоническим стихом посвящение Георгию Жукову, где она обращается к победителю как к живому знакомому человеку:

Несгибаемый маршал, прошу Вас, скажите,

Какие чувства Вы испытали,

Надевая впервые свой геройский китель,

Когда умер Хрущёв, а до Хрущёва – Сталин?


Есть в книге замечательно тёплые посвящения Василию Ловчикову, «напарнику» Шевчук по этой книге.

Любовь Ольги Шевчук к истории нашей страны заставляет поэта всё время размышлять о её судьбе. Она ищет ответы на наболевшие вопросы и в прошлом, и в будущем, и в настоящем. Тут системообразующим является цикл «О правителях». Здесь мы имеем дело с литературно-историческими портретами. Тут и Иван Грозный, и Пётр Первый, и Калита. Каждому персонажу Шевчук находит свой штрих, особо она отмечает роль правителей в развитии страны. Она вопиет, что мы должны гордиться своей историей, а не марать её. И в этом её огромная авторская правда. Её часть книги называется «Рубежи». Свои рубежи она давно уже взяла, и теперь охраняет их от мерзости мира.

Могильщики долбили глину,

Бил Новгород в колокола.

А князя славную дружину

Мать-Богородица вела.

Победный дух был неотъемлем.

Меч обжигал ладонь, искрясь.

И веру, и родную землю

Смог отстоять Великий князь.


Василий Ловчиков – поэт зрелый и хорошо известный. Он весь вырос из корня великой русской поэзии. Его палитра широка. Он, как и Ольга Шевчук, связан с нашим Отечеством неразрывными нитями. Натяжение этих нитей даёт самые разные формы выражения святого чувства. Он великолепно передаёт ощущение сильной мужской ностальгической тоски. Для этого пускает природу в ткань стиха, переосмысливает её, сплетает интересные свежие метафоры.

Вдали от родимого тына,

Невольница воли чужой,

Грустит одиноко рябина

Средь пальм, подпирающих зной.

Не в радость земли плодородье

И вечного лета тепло,

Ей помнятся звон половодья,

В сугробах родное село.


Строки удивительной русской силы. В них время движется с ощущением словесного волшебства, природа одухотворяется, возвышается. Во всём этом много благородства и мастерства.

В творчестве Ловчикова не может не привлекать виртуозное владение техникой. Строки льются как ручьи, впадают в реку, звучат согласными аккордами. В его технике нет ни грамма позёрства, игры – только обнажённая чистая натура. Ему не нужно особых напряжений, он может выбрать самый обычный житейский эпизод и придать ему бездну смысла. Здесь он в некотором смысле продолжает традиции Чехова, но переносит их в другой жанр.

Родной земли коснулся самолёт,

Преодолев большое расстояние, –

Окончен зарубежья эпизод

И ожиданий с Родиной свиданья.

Иду через кордоны не спеша,

Не огорчают ни жара, ни слякоть;

Так стосковалась по Руси душа…


Для Ловчикова поэзия – не замкнутая эстетская субстанция. Он воспринимает поэзию как то, что может изменить мир. Здесь им владеют, бесспорно, некрасовские идеи. Он любит сюжетные стихи, но не ограничивается только горизонтальными историями, придавая каждой свой отдельный назидательный акцент. Название его части книги – «Буди надежду добрым словом!» – говорит само за себя. Надежду он пробуждает и своим примером. Понимаешь, что, если больше будет таких людей, как Ловчиков, в России точно будет и добро, и победа. Он испытывает – и это видно невооружённым глазом – счастье от того, как многообразна и огромна наша страна, с удовольствием вплетает в свой поэтический мир географические заметы:

Кружится в вальсе первый снег,

И в снежной круговерти тонешь

Ты, самый близкий мне из всех,

Незабываемый Воронеж.


Конечно же, отдельного внимания заслуживает любовная лирика Василия Ловчикова. Лирика в русской поэзии всегда сложна. Как найти новые слова, новые приёмы? Ловчиков использует весь свой чувственный опыт для того, чтобы обратиться к миру с речью о целительной силе любви.

Побудь со мной немного и уйди,

Оставь лишь вздох

И платья лёгкий шорох;

Бессонницею томной награди,

Фантазию воспламенив, как порох!


Пусть эта любовь порой только в мечтах, но сила её от этого не меньше. Многие строки Ловчикова, на мой взгляд, могли бы стать прекрасными песнями, которые бы пел народ.

За Ловчиковым опыт, мастерство, мужская стать, за Шевчук – искренность, вечная женственность и философское осмысление жизни. Под одной обложкой они создали интересную синергию.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS