Этот фильм – городская сказка или сказка для детей и взрослых под названием «Последний Джинн» – уже снят, но ещё монтируется. Режиссёр-постановщик Сергей Борчуков поспешил после нашей вечерней беседы к специалистам по компьютерной графике, у которых возникла срочная потребность с ним посоветоваться. Он не слышал пока музыки, написание которой композитор Владимир Брусс только заканчивает. Режиссёр, конечно, надеется, что в ней будут ощутимы не только восточные мотивы (ведь не кто-нибудь, а Джинн в героях!), но и ритмы, близкие сегодняшней молодёжи.
Несмотря на всю эту незаконченность, на одном из сайтов я уже нашёл аннотацию к фильму и предложение моментально скачать его (естественно, бесплатно). Перечисляются имена актёров, занятых в восьмисерийной картине (режиссёр, кстати, замечает, что снимал не сериал, а полноценный художественный фильм). Среди названных актёрских имён – Василий Брыков.
У Борчукова Василий снимается в четвёртый раз, а всего на его счету участие почти в 70 фильмах. Наверное, есть артисты, у которых фильмография побогаче. Но Василию, вернее сказать, Васе Брыкову, московскому школьнику, мальчику совсем не из актёрской семьи, всего 13 лет! Сергей Борчуков очень хвалил Васю. Точно чувствует роль, всегда прекрасно знает тексты (в «Последнем Джинне» у него был очень сложный текст), не выходит из роли, даже если снимается эпизод, где он просто в подыгрыше. О многом говорит то, что Вася успевает играть даже в театре, где партнёрами у него бывали, например, Ясулович или Леньков. Да просто мужественный парень, отмечает режиссёр, вспоминая, как при съёмках одного из эпизодов в «Последнем Джинне» Вася почти час находился на сумасшедшем ветродуе, в него летели ветки и щепки, а он «оставался в образе». Солдат кинематографа, заключил Борчуков.
– Не боитесь, что у него голова закружится от похвал? – спросил я.
– Не боюсь, – ответил режиссёр. – Он уже вырос в профессионального актёра, который вполне по-взрослому осознаёт и свои плюсы, и свои минусы.
Что ж, остаётся поверить чутью и режиссёрскому опыту Сергея Юрьевича и пожелать Василию Брыкову новых актёрских удач.
Пора сказать о самом фильме, его сюжете. Современную сказку придумал известный сценарист Алексей Тимм, и когда от правительства Москвы – заказчика фильма и от генерального продюсера студии «Единственный дубль» Георгия Мазуренко Борчуков получил предложение поставить фильм, то не мог отказаться. Сказка сказкой, и Джинн вылетает из бутылки, и происходят многие другие сказочные действия, но за всем угадывается наша реальная жизнь, мы – взрослые и дети, вернее сказать, взрослые, увиденные глазами мальчика-подростка – последнего Джинна. Таким и стал подход, с которым Борчуков подошёл к постановке картины: при всей условности приближаться к реальности.
Надо сказать, что джиннов на самом деле два: хороший, положительный – Фаркаш и его антипод – Фарн. Ну а разве в жизни не так? Разве в нас самих не борются постоянно эти самые Фаркаш и Фарн, подталкивая то к одному поступку или тайному переживанию, то к другим, прямо противоположным? Интересно, что роли обоих джиннов и актёра Изволина, в которого вселяется дух Фарна, играет один исполнитель – Олег Шкловский, к нему зрители привыкли как к комедийному артисту. А штампы так сильны! Но в этот раз, убеждён Борчуков, Шкловский раскрывается как глубокий, разносторонний актёр, способный играть в самом широком диапазоне.
Актёрских удач, по мнению режиссёра, в фильме много. И в этом ему очень помогла кастинг-директор (по-старому – ассистент режиссёра по подбору актёров) Ирина Дорофеева.
Нам предстоит увидеть даже «второе рождение» актрисы – роль бабушки Матвея (его самого играет Вася Брыков) была поручена Наталье Миколышиной, которая не снималась уже более полутора десятка лет и которую взрослый зритель помнит по её совместной работе с Олегом Далем в фильме «Утиная охота». Роль Эммы (её брат нашёл в Иране и привёз в Москву кувшин с джинном) исполняет ведущая артистка театра «Школа современной пьесы» Людмила Дребнёва. Она создаёт чуть гротесковый образ особы, стремящейся завладеть джинном в чисто мирных, бытовых целях: пусть исполнит все самые заветные желания – крышу залатает, забор поправит… Пусть, короче, на уровне исполнит роль «мужа на час». И всё-таки Эмма остаётся в проигрыше. Ведь Фаркаш (как, впрочем, и Фарн) не может принадлежать кому-то одному из нас…
В картине есть два дебюта – Полина Пахомова (недавняя выпускница ВГИКа – «Эх, – вздыхает режиссёр, – как редки сейчас такие выпускники у нашей кузницы кадров!») и Илья Роговин, более опытный актёр, выпускник Щепкинского училища, – в «Последнем джинне» его первая большая кинороль. Они играют влюблённых, играют свежо и ярко. Но даже не только это отмечает в них Борчуков: это артисты из созревающей плеяды исполнителей, которых больше волнует не слава и не зарабатывание денег, а сам процесс игры – что-то, казалось, навсегда позабытое…
Фильм-сказку невозможно снять без художников, способных придать экранной фантазии впечатляющую, как северное сияние, нереальность, которая только и может покорить зрителя. Эти задачи решали художник-постановщик Виталий Трофимов и художник по гриму Мария Карибская. И если Трофимов – уже опытный мастер, то для Марии это был первый самостоятельный фильм. А задачи перед ней стояли непростые – попробуйте, скажем, провести грим-операции по превращению человека в… козла. Мария со всем этим, убеждён Борчуков, справилась мастерски!
Оператором-постановщиком фильма стал Олег Тиняков (это уже третья его картина в соавторстве с Борчуковым). Помогают ему достичь нужных эффектов мастера компьютерной графики из компании «Нью вэйв продакшн» во главе с креативным продюсером Ярославом Кемницем. Какая же сегодня сказка без компьютерных волшебств?! На дворе-то не какой-нибудь далёкий 2000-й, а уже 2011 год. Время летит, а дети подрастают совсем другие! Но остаются в чём-то такими же, какими были их сверстники всего 10 лет назад. Фильм поможет задуматься и об этом ходе времени, его противоречивости.
Самое главное – сказка напомнит, что, как бы ни торопилось время, а все мы не перестанем ждать от наших близких добра и любви, понимания и бескорыстия и будем, конечно, ошибаться, проявлять толстокожесть, эгоизм, равнодушие, и всё-таки – несмотря ни на что – надеяться на лучшее. И меняться к лучшему. Если постараемся. Сказка есть сказка. И появление её полумифической версии на сайте «Гугла» – тоже из разряда были-небыли. Фильм ещё не вышел, а уже вызвал притяжение. Наверное, добрый знак.