Табуреткин И. Сердюков гейт. Мебель, женщины, миллиарды. Жизнь и нравы вредителей XXI века / Предисловие А.А. Проханова. – М.: Книжный мир, 2014. – 256 с. – 2000 экз.
В предисловии к данной книге писатель А. Проханов замечает, что «конец сердюковщины – не праздник, не ликование, а опись разгрома, нанесённого Российской армии за четыре года так называемой военной реформы». «Разгром» оказался настолько велик, что рядовой российский гражданин недоумевает: как Сердюкова вообще допустили в министерское кресло?
Ответ на этот вопрос мы находим в первой главе книги – назначение на пост министра обороны стало возможным после того, как Сердюков показал себя «эффективным менеджером» на посту руководителя Федеральной налоговой службы. Термин «эффективный менеджер» имеет двоякое толкование – так называют не только хорошего управленца, но и управленца некомпетентного, делающего карьеру за счёт умения присваивать чужие заслуги и сваливать на других свои промахи. По мнению автора, Сердюков – как раз второй случай.
Повышение собираемости налогов, которое стало прямым следствием «дела ЮКОСа», Сердюков обратил в свою личную заслугу, сумев правильно отчитаться о «перевыполнении плана» по сборам в казну. В то же время Сердюков снял с себя ответственность за «алкогольный кризис» 2006 года, когда ФНС ввела в действие не до конца проработанную систему автоматического учёта алкогольной продукции (ЕГАИС), что привело к дефициту легального товара и массовым отравлениям «палёнкой».
Тем не менее «заслуги» по повышению эффективности ФНС позволили Сердюкову возглавить Министерство обороны, и на новой должности «эффективный менеджер» продолжил действовать по прежней стратегии.
В августе 2008 года во время нападения Грузии на Южную Осетию Российская армия оказалась «отрезана» от Генштаба, поскольку в это время Главное оперативное управление Генштаба, следуя директиве Сердюкова, переезжало в новое здание и к тому же осталось без руководителя, уволенного за два месяца до этого. В результате российские миротворцы в Южной Осетии получили помощь на сутки позже, чем могли бы, что привело к большим потерям и среди российских военных, и среди мирного населения региона.
Всю вину за это министр возложил на руководство Северо-Кавказского военного округа, так и не ответив на вопросы о том, почему на время переезда ГОУ не было создано временной замещающей структуры и почему сам он после вступления грузинской армии в Южную Осетию более суток не отвечал на звонки.
Ситуация повторилась и в истории с «Оборонсервисом» – «эффективный менеджер» опять свалил всю ответственность на подчинённых. Во всём оказались виноваты «дамы», а сам Сердюков согласился только на роль «свидетеля» хищений и махинаций, но никак не организатора или соучастника. В тюрьме он вряд ли окажется ещё и потому, что «посадка» бывшего министра – это удар по престижу власти и страны в целом.
По мнению автора, допустить «посадку» означает расписаться в собственной политической близорукости и неумении разбираться в людях. Неслучайно при смещении Сердюкова с должности было официально заявлено, что он показал себя «эффективным министром» и что военная реформа продолжится.
Автор книги не согласен с автором предисловия А. Прохановым в том, что все проекты Сердюкова окажутся свёрнуты. Не верит автор книги и в серьёзное наказание для сердюковских «дам». Они отделаются относительно легко, ведь нельзя наказывать исполнителя как организатора, но поскольку организатор неподсуден, то исполнителей тоже придётся «простить». В итоге мы получим ситуацию, когда вскрыты колоссальные хищения, а никто по-настоящему не виноват.