
Тема Единого государственного экзамена продолжает вызывать споры. Поводом для очередного витка дискуссии обычно становятся новации в содержании экзаменов и критериях оценки. На этот раз бурную реакцию общества вызвала публикация Федеральным институтом педагогических измерений новых требований к итоговому сочинению.
Суть реформ – экзаменуемым при написании сочинения разрешаются в обоснование своей точки зрения приводить аргументы-примеры, ссылаясь на мультфильмы, аниме, мангу, комиксы и сюжеты компьютерных игр.
Заметим, что сочинение-рассуждение (задание 27) является особо важным компонентом в структуре экзамена по русскому языку. Это единственное задание с развёрнутым ответом, которое проверяется экспертами вручную и может принести экзаменуемому 21 первичный балл при максимальных 50 за всю работу.
В Рособрнадзоре на вопросы журналистов поспешили предположить, что выпускники в основной своей массе всё же будут обращаться к «классическим форматам произведений литературы и искусства». Хотя тут же пояснили, что компьютерные игры, аниме и комиксы являются сегодня частью социокультурного опыта молодёжи, и, соответственно, было бы неправильным игнорировать их в качестве источника информации об окружающей действительности для подрастающего поколения.
С последним суждением действительно сложно не согласиться. Влияющая на кругозор человека современная информационная среда всё более стремится к упрощению. И это тот факт, который сложно игнорировать при работе с человеческим материалом. Как говорится, имеем то, что имеем, и выбирать особенно не приходится. В этом плане сотрудники ФИПИ определённо решили действовать в соответствии с духом времени и пойти навстречу экзаменуемым.
В этой связи, кроме прочего, возникает вопрос: каким образом экспертам оценивать результаты, если в сочинении будут ссылки на те или иные субкультуры? Ведь далеко не все эксперты (а скорее даже большинство) ориентируются в модных молодёжных веяниях. О том, что в связи с новыми подходами ФИПИ педагогов будут отправлять на курсы повышения квалификации, информации пока не поступало.
Я бы, однако, не стал драматизировать ситуацию. Во-первых, сочинение пишется строго на основе предложенного фрагмента одного из произведений отечественных писателей. Как подтвердили и в Рособрнадзоре, при оценке качества работы, как и прежде, самым главным будет соответствие обоснования содержанию текста. Если экзаменуемый не будет опираться на исходный текст, он попросту рискует получить ноль баллов. При этом методические пояснения ФИПИ прямо указывают, что комментирование экзаменуемым поставленной автором текста проблемы должно обнаружить адекватность восприятия заданного текста. В то время как «степень эквивалентности восприятия тем больше, чем выше уровень компетенции экзаменуемого», что и должны выявить эксперты, оценивая сочинение.
В этом плане сюжет видеоигры или комикса, неведомый большинству экспертов, может, конечно, стать палочкой-выручалочкой для экзаменуемых, но те из них, кто претендует на высокие баллы, вряд ли отважатся продемонстрировать такой уровень своего кругозора. Во-вторых, следует учитывать, что речь идёт об экзамене именно по русскому языку, и от абитуриента требуется в первую очередь продемонстрировать грамотность, способность к речевому оформлению сочинения и умение работать с текстом. Элемент вымысла или субъективного восприятия действительности, характерного и для других, в том числе классических форм художественного творчества, здесь не столь важен.
