Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Общество

ЕГЭ в ногу со временем

В сочинениях школьникам разрешили ссылаться на комиксы и аниме. Но это лишь часть проблемы…

08 мая 2024

Тема Единого государственного экзамена продолжает вызывать споры. Поводом для очередного витка дискуссии обычно становятся новации в содержании экзаменов и критериях оценки. На этот раз бурную реакцию общества вызвала публикация Федеральным институтом педагогических измерений новых требований к итоговому сочинению.

Суть реформ – экзаменуемым при написании сочинения разрешаются в обоснование своей точки зрения приводить аргументы-примеры, ссылаясь на мультфильмы, аниме, мангу, комиксы и сюжеты компьютерных игр.

Заметим, что сочинение-рассуждение (задание 27) является особо важным компонентом в структуре экзамена по русскому языку. Это единственное задание с развёрнутым ответом, которое проверяется экспертами вручную и может принести экзаменуемому 21 первичный балл при максимальных 50 за всю работу.

В Рособрнадзоре на вопросы журналистов поспешили предположить, что выпускники в основной своей массе всё же будут обращаться к «классическим форматам произведений литературы и искусства». Хотя тут же пояснили, что компьютерные игры, аниме и комиксы являются сегодня частью социокультурного опыта молодёжи, и, соответственно, было бы неправильным игнорировать их в качестве источника информации об окружающей действительности для подрастающего поколения.

С последним суждением действительно сложно не согласиться. Влияющая на кругозор человека современная информационная среда всё более стремится к упрощению. И это тот факт, который сложно игнорировать при работе с человеческим материалом. Как говорится, имеем то, что имеем, и выбирать особенно не приходится. В этом плане сотрудники ФИПИ определённо решили действовать в соответствии с духом времени и пойти навстречу экзаменуемым.

В этой связи, кроме прочего, возникает вопрос: каким образом экспертам оценивать результаты, если в сочинении будут ссылки на те или иные субкультуры? Ведь далеко не все эксперты (а скорее даже большинство) ориентируются в модных молодёжных веяниях. О том, что в связи с новыми подходами ФИПИ педагогов будут отправлять на курсы повышения квалификации, информации пока не поступало.

Я бы, однако, не стал драматизировать ситуацию. Во-первых, сочинение пишется строго на основе предложенного фрагмента одного из произведений отечественных писателей. Как подтвердили и в Рособрнадзоре, при оценке качества работы, как и прежде, самым главным будет соответствие обоснования содержанию текста. Если экзаменуемый не будет опираться на исходный текст, он попросту рискует получить ноль баллов. При этом методические пояснения ФИПИ прямо указывают, что комментирование экзаменуемым поставленной автором текста проблемы должно обнаружить адекватность восприятия заданного текста. В то время как «степень эквивалентности восприятия тем больше, чем выше уровень компетенции экзаменуемого», что и должны выявить эксперты, оценивая сочинение.

В этом плане сюжет видеоигры или комикса, неведомый большинству экспертов, может, конечно, стать палочкой-выручалочкой для экзаменуемых, но те из них, кто претендует на высокие баллы, вряд ли отважатся продемонстрировать такой уровень своего кругозора. Во-вторых, следует учитывать, что речь идёт об экзамене именно по русскому языку, и от абитуриента требуется в первую очередь продемонстрировать грамотность, способность к речевому оформлению сочинения и умение работать с текстом. Элемент вымысла или субъективного восприятия действительности, характерного и для других, в том числе классических форм художественного творчества, здесь не столь важен.

«Преступление и наказание» Ф. Достоевского выпущено как роман-комикс. Правда, действие перенесено в наше время

Иными словами, можно предположить, что переполох в СМИ, вызванный возможным появлением в ЕГЭ по русскому языку ссылок на аниме и компьютерные игры, носит всё же искусственный характер и связан скорее с конъюнктурными соображениями журналистов, жадных до сенсаций. А вот если внимательно изучить опубликованную на сайте ФИПИ официальную Таблицу возможных примеров-аргументов, приводимых экзаменуемым для обоснования собственного мнения, обнаружатся вещи более интересные и противоречивые, чем сюжет про компьютерные игры.

Так, например, «жизненный опыт экзаменуемого» в качестве источника для примеров-аргументов представляет собой бескрайние возможности для фантазии и вымысла, никак не связанного с материалами учебного процесса или реальной познавательной активностью экзаменуемого. Последней строкой в разделе «жизненного опыта» в Таблице и вовсе указана «точка зрения близкого или авторитетного человека и её рассмотрение». И если под близким человеком, скорее всего, подразумевается родитель или родственник, то под «авторитетным человеком» теоретически можно понимать не только тех наставников, с которыми выпускник непосредственно взаимодействует, но и властителей умов современной молодёжи – блогеров, шоуменов и «инфоцыган» наподобие пресловутого Дани Милохина, Моргенштерна или находящейся сейчас под следствием Блиновской. То, что под «авторитетными людьми» в данном случае может подразумеваться именно такой контингент, свидетельствует графа в той же Таблице из раздела «историко-культурного опыта», где в качестве источника для примера-аргумента указывается «мнение известного деятеля и анализ этого мнения». В данном случае речь идёт уже о деятелях более высокого уровня – политиках, идеологах, духовных пастырях разных рангов, исторических персонажах, писателях, которых ФИПИ, очевидно, разграничивает с «авторитетными людьми» из другого раздела. При этом в изданных ФИПИ для председателей и членов предметных комиссий в 2024 году методических рекомендациях специально подчёркивается (жирным шрифтом и в рамочке), что «оценку нравственной позиции экзаменуемого» эксперт давать не имеет права.

Отдельный интерес в качестве источника для примеров-аргументов представляет упоминаемая в разделе «читательского опыта» Таблицы ФИПИ «Священная книга и её интерпретация». Идёт ли речь о Священном Писании распространённых в России традиционных религий, не уточняется. Но в недавнем пояснении Рособрнадзора уже появилось упоминание о неких «религиозных книгах» (!), на которые якобы может ссылаться экзаменуемый при написании сочинения. О каких именно книгах идёт речь, тоже осталось загадкой. Но представляется, что опровержение позиции автора классического произведения русской литературы, которое, к примеру, будет опираться на салафитские постулаты, поставит экспертов предметной комиссии в тупик.

Дмитрий Лабаури,
кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Уральского федерального университета

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    31.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • «Перечитывая Нестора»

    21.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS