Минувшей весной я выступала в «ЛГ» (2023, № 13) с колонкой «Под своим флагом». С того дня произошло много перемен. Уже мало кто в стране считает, что ничего страшного, нейтральный статус, но можно в Париж ехать. По-моему, большинство уверено: не нужно этого. Хотя нюансов хватает.
Президент сказал, что какие-то атлеты могут оказаться на Олимпиаде-2024 из числа тех, кто прошёл отборочное сито. Ясно, их будет немного, и они представят федерации, где ничего не заставляют подписывать или высказываться против РФ. Пока это теннис, гимнастика, борьба, фехтование, частично плавание. Президент заметил, что выбор остаётся за самими спортсменами. Могу его понять. Нас пытаются загнать в ловушку. Если бы Путин сказал никуда не ехать и его поддержал министр спорта, тут же обрушился бы град обвинений: тоталитарная страна, нарушают права спортсменов и т.п. А если поедем, те страны, которые обычно больше всех кричат, вытащат новую карту: мы сами будем бойкотировать! Все ходы прописаны.
Тут всё ясно: руководители МОК, федераций, главы стран исходят из политических соображений. На атлетов им плевать. Замкнутый круг: и так плохо, и так нехорошо.
Сейчас думаю, что правильнее было бы позлить эту публику: ехать! А там дело дойдёт до того, что они начнут ошибаться, давить на своих спортсменов, как бывало не раз. Но мы упираемся в ключевой вопрос: как соглашаться выступать без своего флага? Люди не поймут. Ситуация явно в не завершённой стадии. Возможно, кто-то поедет, но потом не получит от страны призовых (их вручали всегда), а поедет только за счёт МОКа, что тоже бывало всегда, но о чём не все знают. Иными словами, вопрос я бы не стала называть окончательно решённым. Надо найти достойный России выход из положения.
Я упоминала полгода назад соревнования в рамках БРИКС, это уже реальность. Но, считаю, надо делать упор на Игры Дружбы. Наверняка к нам в Россию в сентябре 2024 года приедет немало участников. На ОИ иной раз от какой-то африканской страны бывает по одному-два спортсмена. Не могут отобраться. Так же случается с атлетами из Южной Америки, Азии. Здорово, если Игры Дружбы дадут шанс выступить атлетам из большего числа стран. Наши соревнования воспринимаются на ура ещё и потому, что девочки соревнуются с девочками, а мальчики с мальчиками, без отклонений. И ещё. Полагаю, они могут привлечь больший интерес, если будут хорошие премии за установленные рекорды мира (этого нет на Олимпиадах). Наш бизнес, скооперировавшись, мог бы выделить нужные средства. Деньги могут пойти и из тех средств, которые люди дают в виде ставок за те или иные результаты. Найдётся, если захотеть, что откуда взять.
Хочу отметить, наши дети, подростки, увлечённые спортом, могут теперь чаще видеть лучших атлетов дома, вблизи, учиться у них. К тому же выстроены стадионы и залы высочайшего уровня. В спорте просматривается своё импортозамещение. Равняться, по-моему, надо на то, как идёт развитие хоккея и футбола. Когда мы вновь полноценно выйдем на мировые арены, многих удивим высокой степенью готовности.
Большего жду от спортивных СМИ, прежде всего «Матч-ТВ». Иногда ощутим перекос в сторону футболу или ММА, редко показывают наши национальные виды спорта, а также зарубежный спорт не только из Германии или Италии, а со всех континентов. Юные спортсмены должны не извлекать итоговые протоколы из интернета, а видеть соревнования на экранах телевизоров.