Взлёты и падения: Избранные главы экономической истории. – М.: Российская газета, 2011. – 624 с. – 3000 экз.
Учёные-экономисты редко отваживаются на написание трудов, в которых связывают воедино экономику и нравственные законы. Всякий раз, когда появляется подобное сочинение, оно способно вызвать интерес у широкого круга читателей. Неслучайно «Исследование» Адама Смита или марксовский «Капитал» были в своё время очень популярны даже среди такой публики, которую мало заботят финансы.
Экономика должна быть не только экономной, но и основываться на принципах высокой нравственности. Вот что является одним из лейтмотивов книги «Взлёты и падения», написанной доктором экономических наук Еленой Паниной. Наверное, этот монументальный труд, по-новому преподносящий нам отдельные главы всемирной экономической истории, следовало бы назвать «Экономические притчи». Каждая история, рассказанная в этой книге, является частным случаем из практики прошлых столетий и в то же время имеет много общего с нынешней действительностью.
Без сомнения заслуживает внимания притча из античных времён – о любознательных и образованных жителях острова Родос, которым пришлось вести торговую войну с эгоцентричными и культурно ограниченными жителями острова Делос, жившими по принципу «купи-продай». В итоге Родос проиграл, но, даже лишившись богатства, он не утратил своё значение как центр науки и культуры. А вот Делос, который в конце концов тоже разорился, стал настоящим захолустьем.
Мы встречаем замечательный сказ о том, как царь Пётр индустриализацию проводил. Опыт этой индустриализации применим и сейчас. Пётр всячески поощрял и даже понуждал богатых россиян строить фабрики, предпочитая развивать частное предпринимательство, а не госэкономику, однако за всем был царёв пригляд. По сути, именно Пётр определял, что нужно производить, а что – не нужно, и сам же строго следил за качеством выпускаемых товаров, будь то ружья, пушки, сукно для армейских мундиров и т.д.
Екатерина II очень уважала все достижения Петровской эпохи, однако экономическую политику проводила прямо противоположную. Просвещённая правительница, очень хорошо знакомая со всеми новомодными экономическими веяниями, являлась горячей поклонницей фритредерства и совсем не следила, куда направлена деловая активность её подданных. В итоге русские дворяне в погоне за лёгкими деньгами понастроили винокуренных заводов и всячески способствовали повальному распространению пьянства на Руси.
Не менее поучительна притча об императорах Александре I и Николае I, которые одинаково боялись и дворянского заговора, и народного восстания, поэтому искали золотую середину между интересами «крупного бизнеса» и «простых тружеников». Попробуешь отменить крепостное право – а вдруг придворные окажутся недовольны, стукнут табакеркой в висок или удушат шарфом. Оставишь всё, как есть, – того гляди, взбунтуются деревенские мужики, и не хватит войск, чтобы восстановить порядок. В итоге оба императора пребывали в нерешительности до самой смерти, а экономика тем временем разваливалась.
В одной из последних глав мы находим притчу о богатом промышленнике Сергее Ивановиче Мальцове, который зачем-то установил на своих предприятиях 8-часовой рабочий день, когда у других фабрикантов люди работали по 10–12 часов. Не менее странным выглядело стремление этого филантропа обеспечить всем своим сотрудникам полный «соцпакет» – бесплатное обучение их детей в школах, бесплатное медицинское обслуживание, льготные цены на жильё поблизости от работы. Но даже этого Сергею Ивановичу казалось мало. Он ещё и зарплату высокую платил! В итоге родственники Мальцова объявили, что он сумасшедший, и даже инициировали судебный процесс, желая официально отстранить «недееспособного» промышленника от дел. Остаётся лишь повторить авторскую ремарку: «Эту историю можно не комментировать».
Жаль, что книги с подобными историями не лежат на столах у представителей нынешнего российского бизнеса, а также у чиновников, отвечающих за экономический блок в правительстве. Даже в свободной продаже сейчас трудно найти подобную, экономически нравственную литературу. Магазины завалены бизнес-литературой, где авторы обещают поделиться с нами секретом финансового благополучия, а вот дать собственный ответ на вопрос о смысле бытия – это ищите на других полках в другом углу торгового зала.