Валерия Кирова. Просто люди, просто жизнь... Стихотворения. – М. : У Никитских ворот, 2024. – 156 с.
Валерия Кирова – несомненный лирик природной русской закваски. Её тексты – это лирическая исповедь, которую читатель переживает вместе с автором. В данной книге автор открывает перед нами всю душу. И душа эта крылата.
Книга полифонична. Каждый голос тонко переплетается с другим. В первом стихотворении сборника – «Просто люди, просто жизнь» автор погружает нас в ностальгию по старой Москве, переживает о том, что город меняется, утрачивая уют и покой тенистых улочек и дворов.
Заботы бабушки и мамы,
Красноречивый взгляд отца –
Сюжеты доброй мелодрамы
Вблизи Садового кольца...
Дожди грибные моросили,
И исчезал за домом дом...
Цыган с Цыганкой в небо взмыли,
Увы, с подрезанным крылом...
Москва – это отправная точка, с которой мы начинаем путешествовать с автором по родной земле. Не случайно эта часть называется «В Богом избранной России». Калейдоскопом сменяются перед нашим взором русские пейзажи, любовно и детально переданные автором. В каждом пейзаже много личного, никакого холодного отстранения.
Кажется, молятся кисти черёмухи,
Липы, как мачты,
стоят настороженно.
Свет вдохновения в огненном омуте...
Даже в Туристе
не встретишь похожего!
Из Москвы мы попадаем на Байкал, жемчужину нашей родины. Его дух передан автором очень точно. Здесь перед нами цикл стихотворений. Лично меня поразило, как тонко и точно создана атмосфера байкальского ветра, этой особой ноты величия и простора:
Сыплет золото в тихую песню,
Медью яркой ложится на холст,
Опускается в самую бездну
И взлетает до северных звёзд.
Интересно отметить, что автор не ограничивается только российскими природными пейзажами. Слово «пейзаж» я употребляю далеко не случайно. Кирова явно неравнодушна к живописи. Образы кисти, холста часто появляются в её текстах. Это такой своеобразный импрессионизм, но делающий ставку не на туманность, а на само впечатление как на начальную точку выстраивания образного ряда. Впечатления заводят автора в Европу, но и там её мысли – о России, о глубине и непознаваемости родины.
Терпкий запах ностальгии
По оставленному в прошлом,
В Богом избранной России,
Светлом, добром и хорошем.
Цикл «Грани души» – автобиографический. В нём много личного. Воспоминания о детстве, о жизни, о том, как приходила к поэзии.
От стихов невозможно устать,
Я, как птах, их держу на ладони:
Захочу – стрекозой им порхать,
А пришпорю – несутся, как кони.
Здесь много проговорок о себе, искренних высказываний. И снова впечатления, впечатления, впечатления. Тексты Валерии Кировой очень зримы. Ей удаётся кратко, немногочисленными словами создать законченную узнаваемую картину. Те, кто бывал в Грузии, могут сверить свои впечатления с Валерией Кировой, показывающей нам Грузию с поэтической природной стороны.
Небо улыбается невинно,
С памятью веков живёт в ладу,
Обняло Куру с Арагви чинно.
Джвари молча держит высоту.
Цикл «И жизнь, и слёзы, и любовь» отличается драматизмом. Тут не только впечатления, но и напряжённые психологические инвективы. Поэт размышляет о природе человеческих взаимоотношений, о роковых поворотах судьбы.
В коридоре хлопнула дверь.
Ты свободы хотел? – Изволь!
От неё ты бежишь, поверь,
И играешь чужую роль.
При этом иногда тон снижается до более элегического, длинная строка способствует тому, что мы воспринимаем некую балладность как реминисценцию к стихам прошлым, к эллинским форматам:
Всё ярче костёр из наломанных некогда дров,
А мы всё разборчивей в мире стихов и художеств,
Лишь в небе веками мерцает созвездие Псов,
Рыча на Медведицу с каждым столетием строже.
Книга составлена так, что мы постепенно, от части к части складываем, как своеобразный пазл, творческий портрет автора. В части «Когда забыто слово «честь» мы обнаруживаем твёрдую жизненную позицию, стихам придаётся социальность, тон и звук меняются на более резкий. Видно, что Кирову волнуют все актуальные проблемы настоящего, особенно в части трансформации человеческой личности, её оскудения. Автор органически не приемлет любую фальшь, которая ранит её, и поэт не может об этом не говорить, подспудно заставляя читателей заглянуть внутрь себя и честно оценить, что они там увидят.
Маски, маски, всюду маски –
Бесконечный маскарад:
Фальши маски, маски ласки
Прячут душ людских разврат.
Закрома полны обмана,
Всякий хочет слыть Творцом!
Но душевные изъяны
Оставляют быть глупцом.
Маски, маски, всюду маски –
Маскараду нет конца!
И на этих масках краски
Заменяют цвет лица.
Как видите, и сам стих тут становится жёстче, из него словно выкачивают весь воздух, он становится тугим, плотным, подходящим именно для подобной образности. Это в принципе свойство стихов Кировой – очень точно подбирать формы для выражения того или иного содержания.
В книге множество циклов. Читатель, я уверен, с большим удовольствием будет погружаться в каждый из них. Здесь много прекрасных нюансов, много тонкостей. Для автора нет задачи сузить себя, она свободно распространяет свои поэтические мысли туда, где ей интересно, где ей есть что сказать. Это своеобразная поэтическая экспансия. И только такую экспансию Валерия Кирова признаёт. В последнем цикле – «Партия мира» автор показывает нам всё уродство войны, вопиет о том, чтобы люди одумались и перестали убивать друг друга, утверждает превосходство жизни над смертью. Это важная гуманитарная миссия книги «Просто люди, просто жизнь», и её невозможно не заметить.