Сегодня, 12 февраля, Госдума намерена рассмотреть в первом чтении законопроект о сдаче ОГЭ (государственного экзамена после девятого класса) не по четырём предметам, а только по двум: русскому и математике. По мнению авторов инициативы, это позволит максимально увеличить не только количество школьников, получающих аттестат об основном общем образовании, но и число поступающих в техникумы и колледжи. Пока эксперимент планируется провести в пяти субъектах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также в Республике Северная Осетия – Алания. Если проект покажет свою эффективность, то, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, его можно будет распространить на всю страну. Рособрнадзор и кабмин законопроект поддержали, а вот учителя – далеко не все.
Мотивировка о якобы необходимости снизить нагрузку на учащихся цинична. Если бы об этом заботились, то убрали бы ВПР (Всероссийские проверочные работы) и прочие «прелести» нашей образовательной системы. Однако «священную корову» трогать не будут, хотя она не только никогда не давала молока, но и вытоптала все посевы.
Впрочем, начну я с узкопрофессионального видения проблемы. Филологи и математики окажутся в ещё более дискриминационном положении. У них сдают экзамены все ученики, а у физиков, химиков или историков – только те, кто их предмет выбрал. Мало того, это означает, что не сдававшему физику, например, могут поставить по этому предмету 4 или 5, не отвечая за такую оценку никак. Приятно и детям, и родителям, приятно и педагогу, потому что на бумаге качество знаний у его учеников резко возрастёт, и с высоких трибун заговорят о его подвиге и небывалом прогрессе… И только прижатые к стенке филологи и математики будут более-менее объективно оценивать знания ребят. Ведь экзамен всё равно покажет – завышать невыгодно. На фоне «освобождённых от ответственности» коллег они всегда будут плохими для детей и родителей.
Сегодня волей-неволей выпускникам приходится готовиться к предметам, по которым они собираются сдавать экзамены по выбору. Да, результаты испытаний, мягко говоря, не впечатляют. Но если их убрать совсем, учащиеся и вовсе учебник за год не откроют ни разу. А зачем? Экзамена-то нет. К нему-то и раньше многие готовились через пень-колоду, а теперь и не надо…
В наши дни ситуация с качеством кадров и без этого горе-проекта даже не тревожная, а ужасная. Впору звонить во все колокола, как при пожаре. В различных отраслях не хватает около двух миллионов работников, при этом столько же – безработные. В нашем посёлке, например, года два нет начальника почты. Некоторые пробовали – не вышло: знаний нет, тяжело. Получается, люди есть, но их никуда не устроишь: нет такой работы, где они смогли бы работать.
В колледжах Свердловской области на ряд технических специальностей уже принимают абитуриентов без учёта ОГЭ, то есть без аттестата об окончании девяти классов. Мотивировка председателя законодательного органа региона Людмилы Бабушкиной – вишенка на торте. Вдумайтесь в её слова: это сделано для того, чтобы «школьники не остались на улице и совсем не потеряли знания». Да нет у них знаний, нечего им терять! И каких специалистов выпустят колледжи, набрав ребят, которые девять лет просто посещали школу, не напрягая свои мозги? Сколько ни умножай на ноль, результат всегда один и тот же... Я бы поправил Людмилу Бабушкину: «Вы берёте их по другой причине. Закрепляете за учебными заведениями, чтобы был хоть какой-нибудь контроль, чтобы не воровали и не убивали».
Присмотр за шалопаями – это, конечно, неплохо. Но не кажется ли вам, что мы шаг за шагом опускаемся всё ниже? Вы доверитесь медсестре, которая в школе проспала все занятия по биологии, наймёте сварщика или электрика, представления не имеющих о физике? Несколько лет назад одиннадцатиклассники «завалили» экзамен по русскому языку, не набрав минимальные для выпуска 36 баллов из 100. Как решили проблему? Опустили планку: 36 – минимум для вуза, 24 – минимум для аттестата…
Новый горе-проект «Два вместо четырёх» ускорит наш полёт в пропасть. А затем последует «Один вместо двух», а потом не будет экзаменов вовсе, обучать детей через социальные сети начнёт искусственный интеллект и все школы закроют. То-то сэкономят средств! Только для кого?.. России, товарищи, уже не останется…
В ТЕМУ
По данным Рособрнадзора, ежегодно около 100 000 детей не продолжают обучение после окончания девятого класса. Среди причин – нет свободных бюджетных мест в организациях среднего профессионального образования (СПО) рядом с домом. А если опустим планку, упростим жизнь школьникам, отменив экзамены по выбору, эти места появятся?