Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 февраля 2025 г.
  4. № 6 (6970) (12.02.2025)
Общество Образование

Экзамен? Отменить!

И заживут школьники легко и беззаботно

13 февраля 2025
Евгений Кран

Сегодня, 12 февраля, Госдума намерена рассмотреть в первом чтении законопроект о сдаче ОГЭ (государственного экзамена после девятого класса) не по четырём предметам, а только по двум: русскому и математике. По мнению авторов инициативы, это позволит максимально увеличить не только количество школьников, получающих аттестат об основном общем образовании, но и число поступающих в техникумы и колледжи. Пока эксперимент планируется провести в пяти субъектах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, а также в Республике Северная Осетия – Алания. Если проект покажет свою эффективность, то, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, его можно будет распространить на всю страну. Рособрнадзор и кабмин законопроект поддержали, а вот учителя – далеко не все.

Мотивировка о якобы необходимости снизить нагрузку на учащихся цинична. Если бы об этом заботились, то убрали бы ВПР (Всероссийские проверочные работы) и прочие «прелести» нашей образовательной системы. Однако «священную корову» трогать не будут, хотя она не только никогда не давала молока, но и вытоптала все посевы.

Впрочем, начну я с узкопрофессионального видения проблемы. Филологи и математики окажутся в ещё более дискриминационном положении. У них сдают экзамены все ученики, а у физиков, химиков или историков – только те, кто их предмет выбрал. Мало того, это означает, что не сдававшему физику, например, могут поставить по этому предмету 4 или 5, не отвечая за такую оценку никак. Приятно и детям, и родителям, приятно и педагогу, потому что на бумаге качество знаний у его учеников резко возрастёт, и с высоких трибун заговорят о его подвиге и небывалом прогрессе… И только прижатые к стенке филологи и математики будут более-менее объективно оценивать знания ребят. Ведь экзамен всё равно покажет – завышать невыгодно. На фоне «освобождённых от ответственности» коллег они всегда будут плохими для детей и родителей.

Сегодня волей-неволей выпускникам приходится готовиться к предметам, по которым они собираются сдавать экзамены по выбору. Да, результаты испытаний, мягко говоря, не впечатляют. Но если их убрать совсем, учащиеся и вовсе учебник за год не откроют ни разу. А зачем? Экзамена-то нет. К нему-то и раньше многие готовились через пень-колоду, а теперь и не надо…

В наши дни ситуация с качеством кадров и без этого горе-проекта даже не тревожная, а ужасная. Впору звонить во все колокола, как при пожаре. В различных отраслях не хватает около двух миллионов работников, при этом столько же – безработные. В нашем посёлке, например, года два нет начальника почты. Некоторые пробовали – не вышло: знаний нет, тяжело. Получается, люди есть, но их никуда не устроишь: нет такой работы, где они смогли бы работать.

В колледжах Свердловской области на ряд технических специальностей уже принимают абитуриентов без учёта ОГЭ, то есть без аттестата об окончании девяти классов. Мотивировка председателя законодательного органа региона Людмилы Бабушкиной – вишенка на торте. Вдумайтесь в её слова: это сделано для того, чтобы «школьники не остались на улице и совсем не потеряли знания». Да нет у них знаний, нечего им терять! И каких специалистов выпустят колледжи, набрав ребят, которые девять лет просто посещали школу, не напрягая свои мозги? Сколько ни умножай на ноль, результат всегда один и тот же... Я бы поправил Людмилу Бабушкину: «Вы берёте их по другой причине. Закрепляете за учебными заведениями, чтобы был хоть какой-нибудь контроль, чтобы не воровали и не убивали».

Присмотр за шалопаями – это, конечно, неплохо. Но не кажется ли вам, что мы шаг за шагом опускаемся всё ниже? Вы доверитесь медсестре, которая в школе проспала все занятия по биологии, наймёте сварщика или электрика, представления не имеющих о физике? Несколько лет назад одиннадцатиклассники «завалили» экзамен по русскому языку, не набрав минимальные для выпуска 36 баллов из 100. Как решили проблему? Опустили планку: 36 – минимум для вуза, 24 – минимум для аттестата…

Новый горе-проект «Два вместо четырёх» ускорит наш полёт в пропасть. А затем последует «Один вместо двух», а потом не будет экзаменов вовсе, обучать детей через социальные сети начнёт искусственный интеллект и все школы закроют. То-то сэкономят средств! Только для кого?.. России, товарищи, уже не останется…

В ТЕМУ

По данным Рособрнадзора, ежегодно около 100 000 детей не продолжают обучение после окончания девятого класса. Среди причин – нет свободных бюджетных мест в организациях среднего профессионального образования (СПО) рядом с домом. А если опустим планку, упростим жизнь школьникам, отменив экзамены по выбору, эти места появятся?

Обсудить в группе Telegram

Виталий Апевалов

Виталий АПЕВАЛОВ, учитель русского языка и лите... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • 22 июня, искалечившее судьбы

    20.06.2025
  • «Впереди» и «позади» меняются местами

    19.06.2025
  • Говорит Ленинград

    19.06.2025
  • Укротить золотого тельца

    18.06.2025
  • «Шолоховская весна»: не только про литературу

    13.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS