Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте», судя по заставке, будет показан на НТВ, но уже сейчас с огромным успехом прокручивается на платных платформах, две же серии выложены в открытый доступ.
В Москве давно нет вражды, например, медведковских пацанов со свибловскими, таганских с павелецкими, нет массовых драк (стенка на стенку, район на район) – подростки либо в спортзалах, либо по домам, уткнувшись в смартфоны. А было такое время, когда страшно было выходить на улицу, надо было иметь мужество, чтобы постоять за себя, за своих друзей и подруг. Особенно в 50-е после бериевской амнистии, в 60-е и даже в 70-е бурно кипела дворовая жизнь, где ковался характер подростков.
В сериале Крыжовникова речь идёт о возникновении в России, в частности в Казани, где развёртывается действие первых серий, молодёжных преступных группировок. Снято всё очень достоверно, юные актёры (Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Анна Пересильд, Анастасия Красовская) играют хорошо – им веришь, а рядом с ними в ролях отцов и матерей – известные артисты, и тоже убедительные, открывающиеся здесь как-то по-новому. Неожиданный, как будто содравший с себя прилипшую, казалось, намертво пошловатую юмористическую маску Сергей Бурунов в роли отца двух братьев, ставших лидерами ОПГ, убедительны также Юлия Александрова в роли матери другого героя и Антон Васильев в роли милиционера.
Несомненен талант и авторитет режиссёра: за могучими плечами Жоры Крыжовникова спорные, но суперуспешные фильмы и сериалы, такие как: «Горько!», «Звоните Ди Каприо», «Самый лучший день». Однако из первых серий непонятно, с чего вдруг в Казани возникло столько криминальных молодёжных группировок? И режиссёр, и сценарист Андрей Золотарёв по молодости лет этого времени не застали, а без знания причин странными выглядят следствия. Кто виноват в том, что из школьных ватаг сформировались криминальные банды пацанов, которые вскоре будут жестоко убивать друг друга? Какой это год? В анонсе сказано, что конец 80-х, но примет угара горбачёвской перестройки нет. Где главная из них – очереди за водкой? Давки в государственных продуктовых магазинах ввиду намеренно созданного дефицита – спекулянты скупали товары по госценам, а продавали в частных по рыночным? В сериале – атмосфера не 80-х, а скорее 90-х, когда капитализм с его пресловутым волчьим оскалом уже победил.
До 1991 года советская власть казалась незыблемой. С чего вдруг отслуживший в Афгане парень вместе со школьниками стал собирать дань с автомобилистов, а пятнадцатилетние пацаны обнаглели до того, что не по двадцать копеек сшибали со сверстников, а по три рубля со взрослых водителей, въезжающих в город, и многие им покорно их отдавали? Непонятно. Кстати, может быть, именно поэтому Иван Янковский (он играет дембеля-афганца) в первых сериях стопроцентно убедительным не был.
Почему комсомолец-дружинник (Максим Горшков), который пытается вытащить пацанов из преступных сообществ, показан карикатурным крикуном? Создатели не любят борцов с организованной преступностью, им милее те, кто её организовывал? Хочется верить, что в следующих сериях всё разъяснится.
Впрочем, может быть, криминальная среда только фон для чего-то совсем другого в сериале, например истории великой любви? Посмотрим. И тогда можно будет судить о вреде или, напротив, о пользе сериала, в котором речь идёт о справедливости, кодексе чести и разгадывать секрет его немыслимой популярности у подростков не только России, но и Украины.