Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 марта 2025 г.
  4. № 10 (6974) (11.03.2025)
Литература Авторская рубрика

Эта бабушка в окне

12 марта 2025

У меня на одной улице, где я прохожу, на первом этаже живёт чужая бабушка.

Она никогда не закрывает жалюзи. А они есть у неё.

Иногда я вижу, как она ест. Иногда – как моет посуду. Я прохожу мимо быстро, но всё равно невольно поворачиваю голову. Она знает, что на неё смотрят. Но она не дёргает за верёвочку, не закрывает шторочку. Она как в театре. Она актриса. Она знает, что мы будем на неё смотреть вечно. Пока смерть не разлучит нас.

Чужая жизнь сидит, ест, кушает (как удобнее кому), пьёт чай. Чужой жизни тяжело, она старая. Но она не задёргивает окно. Она даже не смотрит на нас.

Она отвела вертикальные жалюзи, чтобы мы смотрели на неё. Иногда она даже зажигает кухонный жёлтый свет.

Сладок ли тебе чай? Вкусен ли сыр с булкой? Почему ты одна? Почему я никогда не видел тебя, к которой пришёл сын или внуки? Почему я обращаюсь к тебе на «ты»?

…Между первым и вторым этажами в моём доме висят почтовые ящики. Сразу под моим – чужая ячейка совершенно переполнена, сверху запертой дверцы – под завязку уйма извещений, счетов: они торчат оттуда, погнутые, впиханные в раздражении рукой почтальона.

Пишут, пишут письма: влюблённое Мосэнерго, влюблённый Ростелеком. Но никто их не читает, не вынимает из узкого стального живота почтового ящика.

Может, кто-то умер из соседей?

И ему пишут на тот свет раздражённое Мосэнерго, угрожающий Ростелеком?

Пишут с этого света на тот.

…Выяснилось, что, слава богу, никто не умер.

Сосед, однажды заливший меня, просто сдаёт квартиру, а жильцы даже не считают нужным вынимать почту. С другой стороны, может, они и не знают об этом ящике? Это же чужой дом, дом на время, дом внаём: кто будет им сюда писать, кто вообще знает, что они тут живут?

...Увидел на днях в ленте фото Владимира Набокова работы Филиппа Халсмана. 1968 год. Надо же: я родился недавно, лежал где-то, агукал, а в это время на другом континенте известным фотографом была сделана фотография известного писателя. Почему-то ты всегда обращаешь внимание на «свои» даты. Хотя они же не только твои. Что за дело Набокову до тебя? Что за дело до тебя бабочке?

Бабочки, кстати, есть и там.

Вот Набоков «смотрит» на нас, «смотрит» в кавычках – потому что мы не видим его глаз. Грубое, как будто из глины вылепленное уже пожилое лицо писателя, чёрные очки, но за ними вместо глаз – четыре отражённые бабочки. Одна, большая, – на всю правую зеркальную линзу, три – на левую.

Бабочки уже никуда не улетят. Только моя бабушка, чужая, незнакомая, в ярко освещённом аквариуме квартиры на первом этаже, пришпиленная моим цепким взглядом, улетит, даже не махнув кухонным полотенцем на прощание.

«Ты этого не узнаешь, но я сделаю тебя текстом», – пишу я ей с того света на этот.

…Стоят совершенно серебряные дни. Это когда высокое небо, вычерченные ветки, земля обнажённая, только припорошенная снегом.

Старая зима заглядывает ко мне в окна. Скоро её не будет: ей осталось всего несколько дней.

Но она спрашивает напоследок: «Почему ты никогда не задёргиваешь шторы? А они ведь есть у тебя. Ну пусть ты живёшь не на первом, но сколько мне ещё смотреть на тебя»?

«Почему ты со мной на «ты»?» – спрашиваю я её.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS