Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 июня 2025 г.
  4. № 23 (6987) (11.06.2025)
Литература

Это классика

В Москве завершился книжный фестиваль «Красная площадь»

11 июня 2025
Книги на фестивале представили больше 400 издательств

Подготовили Юлия Могулевцева и Валерия Галкина

Он проходил с 4 по 7 июня. Свои новинки на главной площади страны представили более 400 издательств, а на площадках прошло более 600 концертов, творческих встреч, лекций, дискуссий и презентаций. Из обширной программы мы выбрали несколько наиболее интересных событий.

Возрождение любимой серии

Издательство Литературного института им. А.М. Горького возобновило серию «Писатели о творчестве», популярную в 1960–1980-х гг.

О серии рассказали ректор Литинститута, писатель Алексей Варламов, проректор – Сергей Дмитренко и прозаик, мастер Литинститута Руслан Киреев.

В возрождённой серии «Писатели о творчестве» вышли книги: М. Горький. «Письма о литературе», Михаил Пришвин. «Искусство как поведение», Виктор Астафьев. «Из тихого света». Также в серии изданы книги Анатолия Королёва «Обручение Света и Тьмы. О романе «Мастер и Маргарита» и о Михаиле Булгакове», Андрея Волоса «Судьба Тянитолкая. Литературные сюжеты», Руслана Киреева «Наедине с абзацем. Из читательских тетрадей».

От бобины к аудиокниге

Состоялся круглый стол «Аудиокниги сегодня и завтра: как современные технологии меняют книжный рынок».

Директор Национальной литературной премии «Большая книга» Татьяна Восковская напомнила, что в этом году в рамках премии появилась спецноминация «Лучшая аудиокнига».

Генеральный продюсер Аудио Издательства ВИМБО Михаил Литваков и президент ИД «Союз» Владимир Воробьёв совершили экскурс в историю аудиокниг. Всё начиналось с записей звука на бобины. Затем появились кассеты, диски, mp3, скачивание.

Владимир Мединский зачитал приветствие Владимира Путина

«Записанные на кассеты анекдоты и сказки были прообразами современных аудиокниг», – рассказал Воробьёв. Он также добавил, что на кассете могло уместиться не более 120 минут звучания. Из-за ограничений формата приходилось сокращать произведения.

Главный редактор оригинальных проектов сервиса «Яндекс Книги» Ксения Грициенко сказала о важности саунд-дизайна аудиосериалов – для усиления вовлечения читателя.

Ведущий редактор «Редакции Елены Шубиной» Вероника Дмитриева высказала мнение, что «аудиокниги позволяют издательствам «дотянуться» до большего количества читателей».

Будущее – есть!

В рамках «Красной площади» традиционно проходил «Фестиваль национальных литератур народов России».

На одной из встреч обсудили их будущее. По словам эрзянского писателя из Мордовии Виталия Картышкина, современной эрзянской литературе не хватает вдумчивого читателя, но он уверенно заявил, что, «несмотря на все сложности и проблемы, будущее у неё есть». О работе книжного клуба по алтайской литературе «Алтай бичик клуб» рассказала его организатор Ай-Тана Модорова. Также выступила тюрколог ответственный редактор тома «Ногайцы» академической серии «Народы и культуры» Института ЭА РАН Заида Зинеева.

Большой интерес гостей вызвала дискуссия «Фольклор – в массы: возрождение традиционных и эпических сюжетов в современной национальной литературе». Переводчик и расшифровщик фольклора Елена Сурломкина рассказала о фольклоре юганских хантов. Собиратель мансийского фольклора Людмила Панченко подчеркнула, что, несмотря на имеющиеся сходства с мифами других народов, ханты-мансийские мифы – особенные.

Преподаватель юкагирской литературы Элида Атласова познакомила гостей встречи с юкагирским диалектом, на котором говорят тундренные юкагиры в Республике Саха.

Руководитель импринта «Маракуйя» Елена Кулешова отметила, что сегодня очень мало авторов создают свои произведения на основе мифов. По её мнению, необходимо интегрировать фольклор в литературные произведения.

Классика сакральна?

На главной сцене прошла дискуссия «Интерпретация классики: классика и современники» – «разговор для тех, кто ищет свежий взгляд на вечные тексты». Писатель, литературный критик Павел Басинский (модератор), главный режиссёр РАМТ, худрук театра «Практика» Марина Брусникина, куратор направления «Комиксы» на фестивале Денис Лопатников, арт-директор WATT studio Егор Томский и писатель, сценарист Алексей Гравицкий обсудили, как сегодня классические тексты преобразуются разными медиа. Поводом к дискуссии послужила нашумевшая рекламная кампания «ВТБ – это классика».

Открывая обсуждение, Басинский отметил, что Россия – уникальная страна. Нигде в мире классика так не актуализируется и нигде «посягательство» на неё не воспринимается так болезненно. Поговорили о феномене сакрализации классических текстов – и все участники, по-разному аргументировав свою точку зрения, согласились с тем, что подобное отношение скорее вредит литературе, чем помогает. Нельзя забывать, что эти произведения писались живыми людьми для живых людей и попытка навязать единый подход к восприятию текста ведёт в том числе к утрате интереса к классике у молодого поколения.

Музыкальный спектакль Московского губернского театра «В душе настало пробужденье…»

Также в процессе обсуждения участники поделились собственным опытом работы с классическими текстами в разных видах искусства. Марина Брусникина отметила изменения в театральном тренде: если ещё недавно более высоко ценилось уникальное режиссёрское видение, то сегодня аудитория начала уставать от подобных прочтений: чем ближе постановка к оригиналу, тем лучше её принимают. Алексей Гравицкий рассказал об опыте работы над сценарием к фильму «Евгений Онегин». Денис Лопатников затронул ещё одну болезненную тему – классику в комиксах. Егор Томский рассказал о перспективах создания компьютерных игр по классическим произведениям.

В завершение встречи прошла викторина на тему финансов в русской классической литературе, доказавшая, что русская классика никогда не чуралась такой «низкой» материи, как деньги.

Новый фильм, вечные смыслы

Прошла встреча «На экране и в сердцах: экранизация романа Бориса Васильева «В списках не значился», во время которой участники обсудили новый фильм, недавно вышедший на российские экраны. Режиссёр картины Сергей Коротаев рассказал о своём видении известного романа и о вызовах, с которыми столкнулась съёмочная группа во время работы над фильмом. По его словам, «В списках не значился» – одно из самых пронзительных и сильных произведений Бориса Васильева, и при этом наименее экранизируемое (ранее был выпущен лишь один фильм). «Сейчас в кино вообще идёт серьёзная охота за драматургией и литературой», – сказал режиссёр. Шеф-редактор отделения русской литературы издательства «Эксмо» Наталья Завьялова поделилась своим мнением о значении этого произведения в современном литературном контексте. Она отметила, что все произведения писателей-фронтовиков – о том, как оставаться человеком в невыносимых условиях, и это делает их вечно актуальными. Об историко-культурном фоне произведения размышлял в своём выступлении главный редактор «ЛГ» Максим Замшев.

Поэты – вперёд!

Владимир Григорьев на открытии фестиваля

Главным новшеством этого года стало появление на фестивале отдельной площадки «Поэзия», где на протяжении четырёх дней непрерывно проходили концерты, лекции и презентации книг. Так, здесь прошли творческие встречи с Ефимом Бершиным, Игорем Волгиным, Анной Ревякиной, Игорем Карауловым, Максимом Замшевым, Алексеем Витаковым и др. Состоялся вечер памяти Константина Кедрова. Прошли концерты участников «Филатов-феста», конкурса «Мцыри», мастерской ЛИТМАС, мастерской Захара Прилепина и др.

Состоялся и концерт поэтов-лауреатов премии «Гипертекст». Стихи прочли Роман Сорокин, Всеволод Волоколамский, Александр Антипов и другие. Выступили в качестве поэтов и представители оргкомитета премии – председатель жюри Максим Замшев и руководитель проекта Александр Чистяков. Заглянул на огонёк постоянный автор «ЛГ» Дмитрий Артис. Он прочитал стихотворение Михаила Луконина, а также собственное – по просьбе зала, о любви.

А. Чистяков рассказал также о поездках литературного десанта «ЛГ» «за ленточку», о выступлениях в госпиталях. И анонсировал четвёртый сезон премии «Гипертекст», который официально стартует осенью этого года.

К 80-летию Победы

Всероссийский проект «Поэты – России» представил музыкально-поэтическую программу «В те и эти годы» – к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В исполнении современных поэтов прозвучали их собственные произведения и стихотворения поэтов-фронтовиков: Б. Слуцкого, П. Шубина, Ю. Друниной, О. Берггольц, К. Симонова, С. Гудзенко, М. Кульчицкого, С. Наровчатова, М. Луконина.

Участвовали в концерте М. Замшев, Н. Тебелева, А. Орлова, Е. Заславская, А. Антипов, М. Ватутина, Д. Артис. Режиссёром выступил актёр и режиссёр Государственного академического Малого театра России С. Потапов. За музыкальное сопровождение отвечали С. Летов и А. Павлов.

Духовный ресурс

Интерактивное представление «Лукоморье» от театра «Трикстер»

Подарком для всех любителей литературы стал выпуск легендарной программы Игоря Волгина «Игра в бисер», который впервые прошёл не в телестудии, а публично, прямо на главной сцене фестиваля. Программа «Сороковые, роковые…» была посвящена поэзии военного поколения. В обсуждении приняли участие Ефим Бершин, Максим Жуков, Максим Замшев и Надежда Кондакова.

Разговор в основном шёл не о тех именах, которые у всех на слуху, таких как Твардовский, Симонов и др., а о поэтах чуть менее известных, но оказавших колоссальное влияние на отечественную литературу: Михаиле Кульчицком, Николае Майорове, Павле Когане, Александре Межирове, Борисе Слуцком, Давиде Самойлове, Юрии Левитанском, Константине Ваншенкине, Евгении Винокурове... То есть о поколении 1918–1925 годов рождения.

Открывая встречу, Игорь Волгин отметил феномен этого поколения поэтов, сказав, что ни одна война в России не вызывала такого подъёма поэзии и впервые в истории целое поколение вошло в литературу и осталось там.

Ефим Бершин предложил условно разделить поэзию о войне на тексты, которые были написаны до войны и оказались пророческими; стихи, которые создавались непосредственно в окопах, и произведения, написанные через 10–20 лет после завершения войны. При этом он подчеркнул особенную роль поэтов-пророков, многие из которых предсказали свою смерть с точностью до года (как Павел Коган) и так и остались на полях сражений…

Концерт поэтов-лауреатов премии «Гипертекст». Выступает Александр Антипов

Максим Замшев сказал, что из-за грандиозности военной темы в тени остаётся литературное мастерство представителей этого поколения. По его мнению, большинство авторов пришло бы в поэзию, даже если бы войны не случилось. Например, Кульчицкий стал звездой литературы ещё в довоенные годы… Игорь Волгин согласился с ним и привёл другой пример – стихи Бориса Слуцкого, которые, по словам Бродского, изменили звук русской поэзии.

Максим Жуков подчеркнул, что стихи поэтов этого поколения по-прежнему помогают людям переживать трудные времена, что является одной из важнейших целей существования поэзии как таковой.

По мнению Надежды Кондаковой, огромную ценность стихам этого поколения придаёт их правдивость, истинность, интонация, которую не подделать.

Участники обсудили тему смерти в военных стихах, переход от частного к вселенскому, библейские мотивы и широкий диапазон эмоций от ненависти к врагу до сочувствия к конкретному немцу, в котором русский солдат был способен увидеть человека, несмотря ни на что… (Б. Слуцкий «Немецкие потери».) И, конечно, с главной сцены прозвучало множество стихотворений названных поэтов.Подводя итоги обсуждения, Игорь Волгин отметил, что, несмотря на то что Россия перестаёт быть литературоцентричной страной, без этой поэзии трудно представить наше будущее. Стихи поэтов военного поколения – наш духовный ресурс и наш золотой запас, который непременно надо передать грядущим поколениям. 

Дискуссия «Интерпретация классики: классика и современники». Точка зрения Павла Басинского

Народная пушкинистика

6 июня, в день рождения великого поэта, на фестивале прошла дискуссия «Пушкин без пушкинистики». В обсуждении приняли участие писатель, шеф-редактор портала «Год литературы» Михаил Визель (модератор), писатель и иллюстратор Елена Абдуллаева, художник Сергей Антипин, филолог, младший научный сотрудник «Пушкинского дома» Полина Бояркина, писатель Гаянэ Степанян, филолог, сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина Анна Хрусталёва и главный редактор издательства «Альпака» Дмитрий Чинов. Почему с учётом развития пушкинистики, которая за 170 лет существования стала уже отдельной наукой, появлялись и продолжают появляться книги огромного количества авторов, не специализирующихся на Пушкине? И помогают ли они нам лучше узнать поэта? На эти вопросы искали ответ участники дискуссии. И, резюмируя обсуждение, можно сказать, что подобные популяризаторские книги помогают Пушкину не бронзоветь, а оставаться живой частью нашей повседневности и культуры, поскольку у них гораздо больше шансов затронуть широкий круг читателей, чем у академических изданий.

ФАКТ

Перед официальным открытием книжного фестиваля «Красная площадь» в Демонстрационном зале ГУМа было подписано Соглашение между Российским книжным союзом и Союзом театральных деятелей РФ. Президент РКС Сергей Степашин и председатель СТД Владимир Машков договорились о взаимодействии и сотрудничестве. «Утраченное взаимодействие между литературой и театром необходимо вернуть», – отметил Владимир Машков.

Тэги: Событие Книжный фестиваль
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Молодость в сердце столицы

    11.06.2025
  • Текст как основа наследия

    14.05.2025
  • В едином поле

    18.04.2025
  • Три рекорда

    19.03.2025
  • Из Ленинграда в Сталинград

    14.03.2025
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • Наш Казанова

    64 голосов
  • Журналистов обижать нельзя,

    62 голосов
  • Славное прошлое и счастливое будущее

    52 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS