Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 мая 2025 г.
Телеведение

Это не «Финал». Это конец

15 мая 2025

Сергей Князев

Как известно, одна из самых захватывающих спортивных историй последних десятилетий – финальный матч мужского волейбольного турнира Олимпиады-2012 в Лондоне. Это когда сборная России, вчистую проигрывая супер-бразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, отыграла два матчбола, взяла три сета подряд и в итоге стала олимпийским чемпионом.

«Небываемое бывает», и понятно, что эта невероятная и правдивая история не могла не превратиться в фильм, это был только вопрос времени. И вот спустя одиннадцать лет после триумфа соответствующее кино сделано.

Картина «Финал», снятая Петром Зеленовым. Олегом и Владимиром Пресняковыми, начинается с юности будущего главного тренера той сборной. Середина восьмидесятых, небольшой белорусский город. Трудный подросток Владимир Алекно выбирает: потусить с такими же, как он, хулиганами или пойти на тренировку.

Выбор, судя по всему, был сделан верный, поскольку дальнейшие сцены (поданные в довольно скором темпе) таковы.

Спортивный интернат в Минске. Московский ЦСКА. Распад СССР, в результате чего Владимир Алекно становится игроком французского клуба «Тур» (транзитом через Болгарию и Италию, о чем в фильме, кстати, ни слова). Тяжелейшая травма, игрок становится тренером и выигрывает с «Туром» чемпионат Франции. Возвращение в Россию (хотя, строго говоря, реальный Алекно покидал в 1991 году не Россию, а Белоруссию, а в фильме он уезжает из Москвы – столицы разваливающегося СССР). «Бронза» на Олимпийских играх 2008 года. Работа в казанском «Зените». Мегаматч в Лондоне.

Как видим, фильм представляет собою иллюстрированную биографию Владимира Романовича Алекно. Тоже вариант, но тогда нужно предупреждать, что концепция изменилась, и не стоит позиционировать кино как повествование о знаменитом финале; в конце концов тот матч выиграл не только главный тренер, но и его штаб (об этом вообще в фильме ни слова, ни кадра) и – если кто не знает – игроки.

К тому же если перед нами не история великой победы, а история великого человека (что, конечно, не одно и то же), то рассказана эта биография уж очень торопливо и неподробно, с какими-то многозначительными неделикатными намеками, которые понятны только посвященным. Молодую женщину-реабилитолога (в кадре на редкость необаятельную, кстати), которая, по фильму, помогала во Франции травмированному Алекно восстанавливаться, показывают больше, чем иных игроков на Олимпиаде. Это что, имеет прямое отношение к финалу?

Помимо крайне невнятного и этически сомнительного сценария, (авторы братья Пресняковы) у фильма большие проблемы с кастингом. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Глядя на Юлию Ильину, которая играет супругу Владимира Алекно как преуспевшую гопницу с человеческим лицом, в это сложно поверить.

Хвалят актерскую игру исполнителя главной роли Дениса Шведова, но, по-моему, таких тренеров в игровых видах спорта не бывает. Шведов так вяло разбирает ошибки игроков в финальной игре, что, кажется, он вот-вот уснет посередине собственной речи. Так Олимпиады не выигрывают, так играть неможно. Вспомните, как после финала президент России, сам в прошлом спортсмен не из последних, шутливо упрекнул Алекно в том, что он экспрессивно употреблял слишком сочную лексику в прямом эфире. Создатели, кстати, сделали вид, что этого драматургически перспективного эпизода и вовсе не было.

В неглавных ролях заняты превосходные, а то и вовсе выдающиеся актеры Александр Лыков, Александр Семчев, Игорь Костолевский, Сергей Газаров, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов, но по большей части им просто нечего играть. Вернее, каждый (судя по всему, в меру своего понимания, режиссерской работы обнаружить там не удалось) отлично делает свой эпизод, но отдельные партии не складываются в общее повествование, потому что зачем? Для чего все это? Для кого?

Кино, как известно, искусство синтетическое, где с помощью литературы, изобразительного ряда, театральной составляющей, музыки, компьютерной графики и проч. нам рассказывают некую историю, формулируя некое послание. В данном случае историю про что? Единственное, что приходит в голову – про то, что мы научились отлично снимать спортивные сцены (операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов). Что двигает людьми, которые ради побед в таких матчах кладут здоровье? (Практически все играли тот матч с травмами и потом долго лечились.) Для чего все эти прыжки в ширину? Для недогадливых в финале звучит (сюжетно совершенно неожиданно) песня «С чего начинается Родина» (женский вокал и детский хор). И те, кто помнит, как ее исполнял, скажем Марк Бернес, это воспринимают как оскорбление.

Какая, кстати, Родина имеется в виду? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или французский город Тур, где после травмы с прогнозом «не факт, что будет ходить» человека бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы (если верить фильму)?

Матч 2012 года был совершенным драматургическим и сценическим произведением. Нам вдруг решили показать кино про тот шедевр. Получилось как в анекдоте про Рабиновича, который напел Карузо.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Шум времени» Дмитрия Шостаковича

    05.06.2025
  • Это не «Финал». Это конец

    04.06.2025
  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS