Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июня 2025 г.
  4. № 22 (6986) (04.06.2025)
Телеведение

Это не «Финал». Это конец

Не история победы, а история человека

04 июня 2025
Кадр из фильма

Сергей Князев

Как известно, одна из самых захватывающих спортивных историй последних десятилетий – финальный матч мужского волейбольного турнира Олимпиады-2012 в Лондоне. Это когда сборная России, вчистую проигрывая супербразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, отыграла два матчбола, взяла три сета подряд и в итоге стала олимпийским чемпионом.

«Небываемое бывает», и понятно, что эта невероятная и правдивая история не могла не превратиться в фильм, это был только вопрос времени. И вот спустя одиннадцать лет после триумфа соответствующее кино сделано.

Картина «Финал», снятая Петром Зеленовым, Олегом и Владимиром Пресняковыми, начинается с юности будущего главного тренера той сборной. Середина восьмидесятых, небольшой белорусский город. Трудный подросток Владимир Алекно выбирает: потусить с такими же, как он, хулиганами или пойти на тренировку.

Выбор, судя по всему, был сделан верный, поскольку дальнейшие сцены (поданные в довольно скором темпе) таковы.

Спортивный интернат в Минске. Московский ЦСКА. Распад СССР, в результате чего Владимир Алекно становится игроком французского клуба «Тур» (транзитом через Болгарию и Италию, о чём в фильме, кстати, ни слова). Тяжелейшая травма, игрок становится тренером и выигрывает с «Туром» чемпионат Франции. Возвращение в Россию (хотя, строго говоря, реальный Алекно покидал в 1991 году не Россию, а Белоруссию, а в фильме он уезжает из Москвы – столицы разваливающегося СССР). «Бронза» на Олимпийских играх 2008 года. Работа в казанском «Зените». Мегаматч в Лондоне.

Как видим, фильм представляет собою иллюстрированную биографию Владимира Романовича Алекно. Тоже вариант, но тогда нужно предупреждать, что концепция изменилась, и не стоит позиционировать кино как повествование о знаменитом финале; в конце концов тот матч выиграл не только главный тренер, но и его штаб (об этом вообще в фильме ни слова, ни кадра) и – если кто не знает – игроки.

К тому же если перед нами не история великой победы, а история великого человека (что, конечно, не одно и то же), то рассказана эта биография уж очень торопливо и неподробно, с какими-то многозначительными неделикатными намёками, которые понятны только посвящённым. Молодую женщину-реабилитолога (в кадре на редкость необаятельную, кстати), которая, по фильму, помогала во Франции травмированному Алекно восстанавливаться, показывают больше, чем иных игроков на Олимпиаде. Это что, имеет прямое отношение к финалу?

Помимо крайне невнятного и этически сомнительного сценария (авторы – братья Пресняковы) у фильма большие проблемы с кастингом. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Глядя на Юлию Ильину, которая играет супругу Владимира Алекно как преуспевшую гопницу с человеческим лицом, в это сложно поверить.

Хвалят актёрскую игру исполнителя главной роли Дениса Шведова, но, по-моему, таких тренеров в игровых видах спорта не бывает. Шведов так вяло разбирает ошибки игроков в финальной игре, что, кажется, он вот-вот уснёт посередине собственной речи. Так Олимпиады не выигрывают, так играть неможно. Вспомните, как после финала президент России, сам в прошлом спортсмен не из последних, шутливо упрекнул Алекно в том, что он экспрессивно употреблял слишком сочную лексику в прямом эфире. Создатели, кстати, сделали вид, что этого драматургически перспективного эпизода и вовсе не было.

В неглавных ролях заняты превосходные, а то и вовсе выдающиеся актёры: Александр Лыков, Александр Семчев, Игорь Костолевский, Сергей Газаров, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов, но по большей части им просто нечего играть. Вернее, каждый (судя по всему, в меру своего понимания, режиссёрской работы обнаружить там не удалось) отлично делает свой эпизод, но отдельные партии не складываются в общее повествование, потому что зачем? Для чего всё это? Для кого?

Кино, как известно, искусство синтетическое, где с помощью литературы, изобразительного ряда, театральной составляющей, музыки, компьютерной графики и проч. нам рассказывают некую историю, формулируя некое послание. В данном случае историю про что? Единственное, что приходит в голову, – про то, что мы научились отлично снимать спортивные сцены (операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов). Что двигает людьми, которые ради побед в таких матчах кладут здоровье? (Практически все играли тот матч с травмами и потом долго лечились.) Для чего все эти прыжки в ширину? Для недогадливых в финале звучит (сюжетно совершенно неожиданно) песня «С чего начинается Родина» (женский вокал и детский хор). И те, кто помнит, как её исполнял, скажем, Марк Бернес, это воспринимают как оскорбление.

Какая, кстати, Родина имеется в виду? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или французский город Тур, где после травмы с прогнозом «не факт, что будет ходить» человека бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы (если верить фильму)?

Матч 2012 года был совершенным драматургическим и сценическим произведением. Нам вдруг решили показать кино про тот шедевр. Получилось как в анекдоте про Рабиновича, который напел Карузо.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Шум времени» Дмитрия Шостаковича

    05.06.2025
  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS