Сергей Князев
Как известно, одна из самых захватывающих спортивных историй последних десятилетий – финальный матч мужского волейбольного турнира Олимпиады-2012 в Лондоне. Это когда сборная России, вчистую проигрывая супербразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, отыграла два матчбола, взяла три сета подряд и в итоге стала олимпийским чемпионом.
«Небываемое бывает», и понятно, что эта невероятная и правдивая история не могла не превратиться в фильм, это был только вопрос времени. И вот спустя одиннадцать лет после триумфа соответствующее кино сделано.
Картина «Финал», снятая Петром Зеленовым, Олегом и Владимиром Пресняковыми, начинается с юности будущего главного тренера той сборной. Середина восьмидесятых, небольшой белорусский город. Трудный подросток Владимир Алекно выбирает: потусить с такими же, как он, хулиганами или пойти на тренировку.
Выбор, судя по всему, был сделан верный, поскольку дальнейшие сцены (поданные в довольно скором темпе) таковы.
Спортивный интернат в Минске. Московский ЦСКА. Распад СССР, в результате чего Владимир Алекно становится игроком французского клуба «Тур» (транзитом через Болгарию и Италию, о чём в фильме, кстати, ни слова). Тяжелейшая травма, игрок становится тренером и выигрывает с «Туром» чемпионат Франции. Возвращение в Россию (хотя, строго говоря, реальный Алекно покидал в 1991 году не Россию, а Белоруссию, а в фильме он уезжает из Москвы – столицы разваливающегося СССР). «Бронза» на Олимпийских играх 2008 года. Работа в казанском «Зените». Мегаматч в Лондоне.
Как видим, фильм представляет собою иллюстрированную биографию Владимира Романовича Алекно. Тоже вариант, но тогда нужно предупреждать, что концепция изменилась, и не стоит позиционировать кино как повествование о знаменитом финале; в конце концов тот матч выиграл не только главный тренер, но и его штаб (об этом вообще в фильме ни слова, ни кадра) и – если кто не знает – игроки.
К тому же если перед нами не история великой победы, а история великого человека (что, конечно, не одно и то же), то рассказана эта биография уж очень торопливо и неподробно, с какими-то многозначительными неделикатными намёками, которые понятны только посвящённым. Молодую женщину-реабилитолога (в кадре на редкость необаятельную, кстати), которая, по фильму, помогала во Франции травмированному Алекно восстанавливаться, показывают больше, чем иных игроков на Олимпиаде. Это что, имеет прямое отношение к финалу?
Помимо крайне невнятного и этически сомнительного сценария (авторы – братья Пресняковы) у фильма большие проблемы с кастингом. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Глядя на Юлию Ильину, которая играет супругу Владимира Алекно как преуспевшую гопницу с человеческим лицом, в это сложно поверить.
Хвалят актёрскую игру исполнителя главной роли Дениса Шведова, но, по-моему, таких тренеров в игровых видах спорта не бывает. Шведов так вяло разбирает ошибки игроков в финальной игре, что, кажется, он вот-вот уснёт посередине собственной речи. Так Олимпиады не выигрывают, так играть неможно. Вспомните, как после финала президент России, сам в прошлом спортсмен не из последних, шутливо упрекнул Алекно в том, что он экспрессивно употреблял слишком сочную лексику в прямом эфире. Создатели, кстати, сделали вид, что этого драматургически перспективного эпизода и вовсе не было.
В неглавных ролях заняты превосходные, а то и вовсе выдающиеся актёры: Александр Лыков, Александр Семчев, Игорь Костолевский, Сергей Газаров, Сергей Шакуров, Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов, но по большей части им просто нечего играть. Вернее, каждый (судя по всему, в меру своего понимания, режиссёрской работы обнаружить там не удалось) отлично делает свой эпизод, но отдельные партии не складываются в общее повествование, потому что зачем? Для чего всё это? Для кого?
Кино, как известно, искусство синтетическое, где с помощью литературы, изобразительного ряда, театральной составляющей, музыки, компьютерной графики и проч. нам рассказывают некую историю, формулируя некое послание. В данном случае историю про что? Единственное, что приходит в голову, – про то, что мы научились отлично снимать спортивные сцены (операторы Андрей Найдёнов и Дмитрий Трифонов). Что двигает людьми, которые ради побед в таких матчах кладут здоровье? (Практически все играли тот матч с травмами и потом долго лечились.) Для чего все эти прыжки в ширину? Для недогадливых в финале звучит (сюжетно совершенно неожиданно) песня «С чего начинается Родина» (женский вокал и детский хор). И те, кто помнит, как её исполнял, скажем, Марк Бернес, это воспринимают как оскорбление.
Какая, кстати, Родина имеется в виду? Полоцк? Москва? Казань? Белоруссия? СССР? Россия? Или французский город Тур, где после травмы с прогнозом «не факт, что будет ходить» человека бескорыстно поставили на ноги, взяв на себя все расходы (если верить фильму)?
Матч 2012 года был совершенным драматургическим и сценическим произведением. Нам вдруг решили показать кино про тот шедевр. Получилось как в анекдоте про Рабиновича, который напел Карузо.