Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2018 г.

Это просто ART какой-то…

Егор Окунев

27 августа 2018

Искусство имеет много различных граней, но это совсем не волновало уборщицу, которая выбросила экспонат арт-инсталляции, приняв его за обычный мусор. Это не шутка и не завязка для юмористического рассказа: вполне реальная история, что и впрямь произошла недавно на арт-выставке в Гонконге. Объект представлял собой обыкновенную коробку из-под фастфуда и, в результате столь изуверского обращения уборщицы, он оказался безвозмездно утерянным для человечества.

И как только у нее поднялась рука? Возможно, нужно писать новую инструкцию для уборщиц с целью ознакомления их с особенностями современного искусства. На ум сразу приходит сцена из фильма «Квадрат» режиссера Рубена Эстлунда, где мусороуборочная машина в арт-галерее смела часть инсталляции, представляющей собой несколько аккуратных кучек то ли песка, то ли строительного мусора. Шума-то было! А уж сколько шуток придумано про кем-то случайно оставленный в галерее стакан с газировкой, возле которого моментально собирается толпа зрителей, стремящихся обсудить данное произведение и разгадать его смысл. Пора бы и мне объявить свой беспорядок на рабочем столе художественной инсталляцией и, вполне возможно, мне позволят не убирать этот бардак как минимум неделю.

Ситуация действительно трагикомична. Если поискать информацию, то случай с разрушением уборщиками выставок не единичный. А если подумать, то повседневные предметы и вовсе становятся значимыми, если их расположить в определенных условиях. Так ли забавно будет это смотреться? Наверно, уже нет, ведь они способны на пробуждение мысли. И вглядываясь в глубину «Черного квадрата», воображение начинает бурлить. Но некоторых людей это не останавливает от того, чтобы выкинуть что-то подобное в мусорное ведро. Черный квадрат – он и есть квадрат, и ничего в нем нет. Или все-таки есть?

Дискуссии по поводу того, что причислять к искусству, а что нет - до сих пор ведутся, и в основном, между обычными обывателями и посетителями выставок. Между искусствоведами такой дилеммы обычно не возникает – раз уж выставили коробку фастфуда, значит, в этом был глубокий художественный замысел. Если честно, у художницы он был, да и коробка была совсем не простая, достаточно было более пристально приглядеться и заметить существенные различия, но кого это в данном случае остановило?

Но вопросы ценности современного искусства лучше оставить самим зрителям. Ведь места в этом мире хватит всем, а впечатления и вкусы у каждого человека разнятся во всем своем многообразии. И тема получилась достаточно спорной. И, возможно, кто-то сейчас тянется рукой за каким-нибудь элементом настоящего искусства и, не осознавая этого, отправляет его в черный полиэтиленовый мешок.

Границы теперь стали как никогда тонки, да и «пограничников», способных отделить одно от другого, у нас не так много. А к тем, кто есть, не особенно-то и прислушиваются. Иногда, мелочь способна все перевернуть с ног на голову, в других случаях – это никем не замеченная попытка что-то показать зрителю. Возможно, лучшим способом будет отключить все ярлыки и просто наслаждаться искусством. Иначе его и не останется.

 

Егор Окунев

 

 

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS