Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 мая 2019 г.
  4. № 19 (6690) (15.05.2019)
Литература

Фантастика как приём

Интересно создавать «дополненную реальность»

15 мая 2019

Андрей Щербак-Жуков – о книгах, слёте писателей-фантастов в Заполярье и литературных премиях.

 

– Андрей, кто-то знает вас как поэта, для кого-то вы писатель-фантаст. А ещё – критик, сценарист, обозреватель. В каком жанре вы чувствуете себя наиболее органично?

– Приятнее всего писать стихи, короткую прозу. В юности больше привлекали невероятные сюжеты: условная литература, современная сказка. А сейчас предпочитаю истории, основанные на реальных событиях. Интересно создавать «дополненную реальность», как в очках виртуального зрения…

Традиционная фантастика любит романистов, а я романист плохой. Участвовал в написании произведения в этом жанре – «Мустанкеры» в соавторстве с Александром Гриценко и Николаем Калиниченко, но не доволен данным опытом. Зато очень доволен своей книгой «Сказки для друзей, бывшие Сказки для идиотов», которую в издательстве «Русский Гулливер» выпустил Вадим Месяц. Когда-то, прочитав мои сказки, Роман Сенчин сказал: «Из этого может выйти книга – небольшая, но мускулистая». Так и получилось…

– Какого культурологического направления придерживается приложение «Независимой газеты» «НГ-Ex libris»?

– Об одном «культурологическом направлении» говорить трудно, нас здесь работает пятеро, и каждый – отдельная творческая личность. Ответственный редактор «НГ-EL» Евгений Лесин – один из моих любимых современных поэтов и профессионал в книжной журналистике. Алиса Ганиева – прозаик, её романы переведены, наверное, на все европейские языки и на половину азиатских. Елена Семёнова и Ольга Рычкова – поэтессы, очень разные по стилистике. А главный редактор «Независимой газеты», Константин Вадимович Ремчуков, позволяет каждому из нас реализовываться. Конечно, в рамках закона о печати.

– Недавно в «ЛГ» была опубликована подборка ваших стихотворений. Среди них – «АЩеЖуковки» и «ПолуАЩеЖуковки». Как создавались эти поэтические циклы и почему вы решили придумать такие странные названия к ним?

– У многих поэтов есть циклы четверостиший или двустиший. У меня тоже. Щербаков много, Жуковых ещё больше, а Андреев вообще не сосчитать… А Андрей Щербак-Жуков один. И сокращение А.Щ.-Ж. уникально. АЩеЖуковки – четверостишья, ПолуАЩеЖуковки – двустишья. Всё просто.

– В апреле в Мурманской области проходил слёт писателей-фантастов. Какие у вас впечатления от встречи? Если говорить о жанре научной фантастики, насколько он сейчас востребован, актуален?

– Впечатления о поездке в Ковдор самые прекрасные. Спасибо «ЛГ» за то, что организовала её.

Фантастика сейчас переживает не лучшие времена. Из неё ушёл средний класс: остались либо лучшие из лучших, либо графоманы… Лучшие из лучших – это те, кто ездил в Ковдор.

– Вы – лауреат многих литературных премий, а не раз оказывались и «по ту сторону баррикад»: работали в составе жюри. Сложно ли принимать судьбоносные для участников решения? Что можете сказать об объективности премиальной системы в литературе?

– Любая премия – это игра. Но и я, и все, с кем мне приходится сталкиваться во всевозможных жюри, стараемся быть объективными… Похвастаюсь: я часто угадываю в людях таланты.

– В чём отличие современной фантастики от фантастики советской эпохи? Какие произведения современных авторов, работающих в этом жанре, стоит почитать?

– Есть фантастика как жанр и фантастика как художественный приём. Фантастики как жанра в советское время было меньше, чем, скажем, в 90-е и нулевые годы… Сейчас появляется больше хорошей литературы, которая пользуется фантастикой как приёмом.

В творчестве Сергея Лукьяненко и Вадима Панова увлекательность сочетается с глубокими раздумьями. Олег Дивов – культовый автор с ярким индивидуальным стилем. Антон Первушин, как никто другой, знает историю космонавтики. Один из моих любимейших авторов – Евгений Лукин. Не так давно ушёл из жизни Михаил Успенский – выдающийся писатель. Отмечу также Павла Крусанова, мастера фантасмагории.

Беседу вела Юлия Скрылёва

 «ЛГ» поздравляет Андрея Щербака-Жукова с 50-летием и желает фантастических успехов и интересных встреч!


Расширенную версию интервью читайте здесь: http://lgz.ru/pos/fantastika-kak-priem/



«ЛГ»-досье 

Андрей Викторович Щербак, псевдоним Андрей Щербак-Жуков. Член Российского ПЕН-центра, Союза писателей России и Союза журналистов России. Заместитель ответственного редактора приложения «Ex libris» «Независимой газеты», преподаватель Литературных курсов при Интернациональном Союзе писателей. Автор книг: «Сказки о странной любви», «Древний миф и современная фантастика, или Использование мифологических структур в драматургии фантастического кино», «Нью-Энд-Бестиарий. Стихотворения разных лет», «Виртуальный Пьеро. Рассказы разных лет и состояний», «Поэты должны путешествовать», «Еноты-бегемоты» и других. 


Тэги: От первого лица Андрей ЩербакЖуков
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • Сокровища Дагестана

    15.12.2021
  • Романтик цифровой эпохи

    01.12.2021
  • Пропуск в параллельные миры

    07.09.2021
  • Сокровища Дагестана

    406 голосов
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
  • Удел писателей везде одинаков

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS