Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2018 г.

Фарфор Сысерти

(один из маршрутов биеннале)

27 августа 2018

Небольшой группой в 20 человек, мы выехали из Екатеринбурга. Сысерть была основана в 1732 году, когда запустили Сысертский железоделательный завод. Статус города же был получен Сысертью в 1946 году. Население в данный момент составляет двадцать с небольшим тысяч человек. Первой арт-резиденцией на маршруте Уральской индустриальной биеннале 2017 года стал Сысертский завод художественного фарфора, открывшийся более полувека назад. В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. Глина добывалась на берегу одноименной реки и вдоль берега заводского пруда. Гончарное заведение с незамысловатым названием «Гончарка», владельцами которого до революции были братья Харитоновы, обеспечивала все окрестные села латками, горшками, кринками, корчагами и прочей керамической утварью.

 

На базе «Гончарки» в 1928 году возникла артель по производству керамики. На основе слияния артелей «Новый путь» (1932) и «Красный партизан» (1936) появилась в 1946 году артель «Промкооператор». В предвоенные и послевоенные годы все было по стародавней традиции: глиняную массу мяли «вножную» в деревянных чанах, обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью, исходные материалы также производили на месте. Выпускали посуду, скульптуру, игрушки, кукольные головки. В конце 40-х годов возникает интерес к местному месторождению цветных и белых глин. Местный керамист Н.И. Меньшикова проводит в 1953 году эксперимент по отливке небольших предметов и скульптур из местного сырья при температуре обжига 1280 градусов. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы. 10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий».

 

Несколько лет назад по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева 50 процентов акций известного уральского предприятия было принято на баланс Распорядительной дирекции МУГИСО от Екатеринбургской епархии РПЦ для стабилизации экономической ситуации.

 

Когда мы вошли в Литейный цех, увидели заставленные полки заготовками изделий. Что удивительно – сотрудников было мало. Нам объяснили, что печь в данный момент стоит, поэтому все заставить фарфором невозможно, так как будет оседать пыль, а изделие является очень хрупким до покрытия глазурью и повторного обжига, и если с него впоследствии удалять эту пыль, то оно может разрушиться. В связи с этим большая часть сотрудников и была отправлена в отпуск.

 

Помимо стандартных фарфоровых изделий (предметов быта, сувенирной продукции), завод изготавливает еще иконостасы. Тоже фарфоровые. Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с современными красителями, эффектом кракле, металлоэффектом, освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом. Кстати, любопытный факт - при повторном обжиге изделие уменьшается аж на 15%.

 

Следующий был живописный цех. Работают художники здесь кислотоустойчивыми красками, которые вплавляются в изделия при температуре 830 градусов. Каждое изделие расписывается пером вручную, либо по образцам на готовом изделии, либо по эскизу на бумаге. Все изделия после живописного цеха также идут на обжиг.

 

Еще немного погуляв по заводу, мы увидели старые, разрушенные печи и полустертую живопись на стене. Это было довольно грустное зрелище, заставляющее задуматься о том, что ничто не вечно… И именно на этой мажорной ноте экскурсия была закончена, наша группа отправилась в Кыштым (Челябинская область) в следующую арт-резиденцию.

 

Жителям Екатеринбурга изделия Сысертского завода художественного фарфора знакомы, так как в городе представлено 4 фирменных магазина. Кроме классических серий в продукции так же присутствуют современные, например — «Уральский рок», «Конструктивизм», «Свердловск», которые были представлены на Иннопроме еще в 2015 году. Была подготовлена продукция с картинами уральского художника Леонида Баранова. Фирменными небольшими скульптурами завода являются персонажи сказов Бажова, который родился и жил в Сысерти.

 

И удивительно, что посетив такое место, о котором вроде бы не раз писалось в СМИ и снималось для ТВ, все равно открываешь для себя много полезного, поучительного и любопытного, получаешь впечатления, которые останутся с тобой на всю оставшуюся жизнь

 

Ольга Аникина

 

 

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS