Аналитические заметки о проекте появились даже на страницах видных западных таблоидов, таких как The Economist. А уж о том, какая информационная бомба сдетонировала на постсоветском пространстве, и говорить не приходится!
Блюстители нравственности, что интересно, находящиеся по разные стороны баррикад, усмотрели в «Слове пацана» ни много ни мало угрозу национальной безопасности, причём ссылаясь не только на пресловутую романтизацию «уличной жизни», которой, как выяснилось по итогу просмотра всех эпизодов, в самом сериале точно нет. Тем не менее совершенно уверенно можно сказать одно: несмотря на усилия сторонников запрета шоу в России и реальный запрет на Украине, сериал однозначно пришёлся по душе огромному количеству зрителей, преимущественно из числа молодёжи.
Если говорить про причины успеха у юных зрителей, то всё просто: по сути своей это история взросления в период сепарации от семьи, а потому не особо важно, какое сюжетное «мясо» на этом «скелете» и в каком столетии происходят события сериала. Вопреки расхожему стереотипу, чаще всего молодёжный бунт выражается не в противопоставлении себя всему миру, а в желании стать частью чего-то большего, обретении новой социальной среды, и при этом отделиться от семьи. Да, благодаря развитию новых средств связи и минимизации живого общения эпоха привычных субкультур подходит к концу, но это не значит, что у подростков пропала соответствующая потребность. Но в то же время крайне важно, чтобы юные зрители, довольно часто копирующие паттерны поведения любимых героев, досмотрели «Слово пацана» до конца, чтобы понять вредоносность пацанской идеологии.
Ещё одним фактором, также в значительной мере повлиявшим на такую бешеную популярность сериала именно в молодёжной среде, можно считать то, как Крыжовников тонко чувствует все модные тенденции в визуальном и звуковом повествовании. Это уже и привычный для режиссёра местами клиповый монтаж, и, конечно, атмосферный трек «Пыяла», который и вовсе плотно обосновался в мировых музыкальных чартах, чем во многом и прославил сериал за пределами постсоветского пространства.
Подводя итог всему вышесказанному, не стоит удивляться временному анахронизму феномена популярности «Слова пацана», хотя, безусловно, тенденция на эстетизацию 80-х тоже имеет место быть. Не могу судить о том, насколько правдоподобно Крыжовникову и команде удалось воссоздать антураж поздней перестройки, но справедливо можно заявить, что успех у тех, кто не застал то время, кроется совсем в другом.