И вот наступил долгожданный момент: 10 ноября 2010 года губернатор Н. Денин подписал Постановление об организационном комитете по подготовке празднования 200-летия со дня рождения А.К. Толстого и восстановлении усадьбы. Ровно через два года, 25 декабря 2012 года, и правительство РФ издало распоряжение № 2531-р об образовании оргкомитета с той же целью. Три года со времени губернаторского постановления прошли по худшему сценарию.
Как известно, «кадры решают всё». Главными кадрами, призванными решать судьбу федерального памятника культуры, назначены… всё те же А. Теребунов и Н. Сомова. Лет пять назад вели они нешуточные баталии с инициативной группой, выступавшей против строительства на территории усадьбы коттеджей для специалистов по химразоружению. В докладной записке губернатору Н. Сомова высказала по поводу коттеджей абсурдную мысль: «Они украсят усадьбу и придадут ей первозданный вид». Речь тогда шла о 50 млн. рублей. На сей раз правительство планирует выделить 400 млн. на восстановление усадьбы и прочие праздничные мероприятия. Но люди, изначально не заинтересованные в сохранении памятника культуры, постараются использовать эти средства не во благо, а во вред. Красноречивое свидетельство тому – кадровая политика и непрофессионализм Департамента культуры в вопросах сохранения и реставрации памятников.
В предвкушении миллионов департамент провёл кадровую реорганизацию в Музее-усадьбе А.К. Толстого. Как объяснил А. Теребунов: «Предстоящие масштабные мероприятия по подготовке к празднованию юбилея А.К. Толстого требуют межведомственного взаимодействия, оперативного решения хозяйственных вопросов...» На пост директора музея-усадьбы определили психолога по специальности, не знакомого ни с музееведением, ни с усадьбой, ни с творческой жизнью Толстого, посчитав, что психолог – самая подходящая специальность в решении хозяйственных вопросов. По логике чиновников – при чём тут творчество Толстого, считавшего, что «назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень...»? Мораль чиновников от культуры вступила в противоречие с моралью А.К. Толстого. Не в этом ли просматривается причинно-следственная связь кадровой политики Департамента культуры? Неслучайно в областном краеведческом музее, филиалом которого является Музей А.К. Толстого, за шесть лет сменилось четыре директора.
Главную обеспокоенность вызывает сомнительный и непрофессиональный подход к реставрации усадьбы. К восстановительным работам приступили, не имея концепции, не проводился конкурс по проекту восстановления усадебного комплекса. Проектирование поручили архитектору, не имеющему лицензии и опыта в данной области. Правда, спустя пару лет после нареканий общественности он ею обзавёлся.
Постройка 1993 г. |
Показателен такой пример. На фундаменте главного дома, сгоревшего в войну, был построен новодел с нарушением планировки. В связи с предстоящим ремонтом решено восстановить хотя бы внешнее сходство с мемориальным обликом дома. Всего-то надо продлить здание метров на пять и по двум фасадам построить террасы. Архитектор А. Петров представил аж три (!) разных эскизных проекта внешнего вида на выбор, заявив: «В историческую достоверность не вдавался. Пытался облагородить (!) существующее здание». Пристройку отказался проектировать под предлогом того, что «она отвалится».
Два года общественность билась против утверждения порочного проекта. Не получил поддержки проект и на общественных слушаниях. Тогда его протащили через градостроительный совет, умышленно не допустив оппонентов на слушания. Проект выставили на торги, хотя решения градостроительного совета по объектам, находящимся на территории памятника истории и культуры федерального значения, нелегитимны. Члены инициативной группы по защите памятника обратились в Минкультуры РФ с просьбой взять под особый контроль восстановление усадьбы, провести экспертизу проекта, заслушав доводы оппонентов. Как это ни прискорбно, но чиновники Минкультуры РФ не заинтересованы в научном подходе к восстановлению толстовской усадьбы и соблюдению законности в этом деле. Они радостно выслушивают лживые рапорты областного Департамента культуры.
Так, в июне 2013 г. в Минкультуры РФ состоялось заседание оргкомитета по подготовке и проведению празднования 200-летия А.К. Толстого, в котором приняли участие брянские чиновники во главе с губернатором Н. Дениным. На сайте обладминистрации и в СМИ сообщалось о том, что «заседание оргкомитета прошло на хорошем уровне: все участники отметили, что впервые работа начата заблаговременно...». Этот «хороший уровень» обеспечила дезинформация, вложенная Н. Сомовой в уста губернатора.
Взять хотя бы сообщение о том, что «проводятся необходимые археологические исследования для уточнения мест, где были исторические фундаменты зданий». Однако на момент доклада никаких археологических работ в усадьбе не велось. Лишь в июле, и то по настоянию общественности была проведена попытка обнаружения остатков фундамента главного дома, породившая много споров и вопросов по методам и законности проведения раскопок. Чего стоит заявление археолога о том, что «выявлены остатки фундамента или обкладка деревянного здания в виде сброса кирпичей в яму…» Археолог не смог отличить кирпичи XVIII века от кирпичей начала XX века, изготовленных кустарным способом. О фундаментах «других зданий» вообще речь не шла.
На совещании было доложено о том, что «полным ходом идут реставрационные работы в церкви». Обычный ремонт выдаётся за реставрацию. Причём историко-культурная экспертиза предварительно не проводилась, эскизный проект реставрации не выносился на обсуждение. А ведь погост с прахом А.К. Толстого и древняя деревянная церковь – главнейшие объекты всего мемориала. На вопрос, почему, приступая к ремонту-реставрации, не использовались архивные документы, А. Перов заявил: «А зачем? Раскопаем, там и увидим, что к чему».
В результате так называемой реставрации исторические шатровые купола поменяли на луковичные. Церковь выкрасили в серый цвет под асфальт, отсутствующий в церковной цветовой символике. При Толстом церковь была белой. Планируется возведение металлической изгороди наподобие клетки в зоопарке и безобразные пропилеи, вносящие диссонанс в исторический ансамбль. Непонятно и функциональное назначение боковой калитки с фундаментальными колоннами.
Комитет по охране памятников культуры на наши замечания заявил: «Епархия не возражала», будто церковь Успения с погостом – собственность епархии, а не государства. Тут уместно процитировать обращение А.К. Толстого к Александру II по поводу бездумно разрушаемых памятников архитектуры: «И всё это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства».
Зачем Департаменту культуры надо было вводить публику в заблуждение таким заявлением: «Российская академия наук представила развёрнутую программу мероприятий по подготовке празднования 200-летия А.К. Толстого». На запрос в РАН ознакомить нас с этой программой мы ответа не получили. В кулуарах областной администрации выяснилось: о такой программе на совещании речи не было. Но будто бы на предложение объявить юбилейный, 2017 год Годом А.К. Толстого академия ответила, что А.К. Толстой – незначительный писатель, который последние годы жил в деревне и ничего не писал.
Тем временем начались откровенные преследования и травля критиков и тех, кто с ними общается. Все условия для превращения усадьбы А.К. Толстого «Красный Рог» в лжепамятник созданы. Отношение к восстановлению основных мемориальных объектов – церкви и усадебного дома – показатели того, по какому сценарию пойдёт восстановление усадьбы.
Мы уже имеем мифический «охотничий замок», якобы построенный Ф.Б. Растрелли и «воссозданный» местными умельцами в 1993 году Миф об «охотничьем замке» порочно вдолбили в сознание людей. К руководившим строительством лжезамка – бывшему директору краеведческого музея В. Алексееву и бывшему главному архитектору А. Петрову, участвующим в нынешнем проекте, добавились новые режиссёры. «Король умер, да здравствует король!»
Валерия ЗАХАРОВА, координатор инициативной группы «В защиту А.К. Толстого», лауреат премии им. А.К. Толстого «Серебряная лира», БРЯНСК