Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2019 г.
Станционный смотритель

Фронтовая молодость

Дорогу на Берлин закладывали под Ленинградом

09 октября 2019

Алексей Михайлович Крюков (1914–2003) 15 лет возглавлял железнодорожные войска Министерства обороны СССР. Было это в годы напряжённого и масштабного строительства железных дорог, в 1968–1983 гг. Но молодость генерал-полковника пришлась на предвоенное и военное время. И не было в его жизни более важного времени, чем четыре военных года.

А иного и быть не могло, ведь Алексей Михайлович был не наёмником, а родным сыном своей страны и железнодорожное поприще считал служением народу. Не больше и не меньше. Громкие слова? Но они соответствовали духу времени, и без них правду о той эпохе не расскажешь.

В первые дни войны Крюков – командир железнодорожного батальона. Он сражался в составе 71-го отдельного батальона 4-й железнодорожной бригады особого железнодорожного корпуса 6-й армии Западного фронта. Был там, где приходилось отступать, а зачастую – цепляться за каждый полустанок. Они действительно были и воинами, и железнодорожными строителями. Держали оборону, прикрывали отступавшие части. В первые месяцы войны им приходилось гораздо больше взрывать, чем строить. Подчас они уничтожали то, что сами только недавно возводили. Крюков проявил себя как волевой, изобретательный командир. Поразительна его трудоспособность. Работать доводилось не только без выходных, но и без ночного отдыха. На износ. Без малейшего снисхождения к собственному здоровью.

В 1941 году судьба войны, судьба страны во многом решалась в Волхове и Тихвине, на подступах к Ленинграду. Гитлеровцы угрожали нашей второй столице вторым кольцом блокады. Это означало бы смерть великого города. Когда немцев выбили из Тихвина, Крюков получил приказ восстановить железнодорожную линию Тихвин – Волховстрой. Этот 70-километровый участок превратился в руины. Немцы взорвали рельсы, стрелочные переводы, мосты, линию связи… «Опыта скоростного восстановления не было, строительные материалы приходилось изыскивать на месте, отсутствовала необходимая техника. Но каждый боец и командир понимал, что означает для Ленинграда скорейшее открытие движения по этой дороге», – вспоминал Крюков.

Самой сложной задачей оказалось восстановление моста через реку Сясь. Смонтировать столь сложную конструкцию в краткие сроки – это казалось задачей фантастической. Надо ли пояснять, что строить следовало надёжно – чтобы не посрамить репутацию воинов-железнодорожников. Этот чрезвычайный объект Крюков вспоминал до конца своих дней. Вспоминал смекалку и смелость инженеров и бойцов:

«Восстановители, руководимые П.И. Богомоловым, нашли тогда наиболее выгодное техническое решение. Оно осуществлялось путём поднятия разрушенного 64-метрового металлического пролётного строения и подведения под него двух рамно-ряжевых опор. Разрушенную часть пролётного строения вырезали и вместо неё поставили металлические балки. Мост не задержал темпов восстановления всей железнодорожной линии». Сказано скромно: «Не задержал темпов». Но именно от такого умения выполнить поставленную задачу в экстремальных условиях на войне зависело всё.

В конце войны Крюков был назначен командиром 2-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона 11-й железнодорожной бригады. Он приехал на берег туманного озера Балатон, а затем – в Будапешт. Там, в Венгрии, шли напряжённые бои. Немцы обрушили в Дунай огромный железнодорожный мост. И снова уникальную задачу пришлось выполнять спешно, без сна и отдыха. Чтобы армия шла вперёд без промедления, освобождая Европу.

Крюков гордился, что за годы войны воины-железнодорожники восстановили и построили около 120 тысяч километров главных, вторых и станционных путей, 13 022 малых моста и труб, 2756 больших и средних мостов, проложили 70 872 километра линий связи, ввели в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложили 76 984 комплекта стрелочных переводов, уничтожили более 2 миллионов мин и фугасов, построили, совместно с гражданскими строителями, 10 тысяч километров новых линий. И после такой проверки на прочность их ожидала не передышка, а новые – мирные – бои. Нужно было восстанавливать страну, по которой дважды – сначала с запада на восток, а потом в обратную сторону – прошёлся каток войны.

Фронтовая закалка отличала его всегда. Алексей Михайлович не считался со старостью, он и в ХХI веке отстаивал свою правду, пресекая попытки очернить подвиг советского народа в Великой Отечественной, подвиг воинов-железнодорожников. И нам не к лицу забывать те героические дни, когда на первых перегонах войны, в огне и крови, сквозь череду поражений начиналась дорога на Берлин.



ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛА

Не забыть подвига 21-го железнодорожного батальона, которым командовал майор Г.Г. Банаян. Война застала их на полуострове Ханко. Пришлось строить не только железную дорогу, но и укрепления, огневые точки. Пять месяцев они держали оборону в окружении, под непрерывным огнём с воздуха, с суши и с моря. С ними плечом к плечу держали оборону и стрелковые части, и артиллеристы, и бойцы пограничного отряда НКВД.

22-Ханко ТАСС 219102.jpg

Алексей Межуев / Фотохроника ТАСС


Атаковали эту базу Красной армии главным образом финские части. Барон Густав Маннергейм направил защитникам Ханко письмо, в котором восхищался их героизмом и призывал советских воинов сдаваться в плен. Ответ защитников Ханко распространили в тысячах листовок, которые разбрасывали над оккупированной территорией. Эти слова прозвучали не хуже послания запорожцев турецкому султану: «Его высочеству прихвостню хвоста её светлости кобылы императора Николая, сиятельному палачу финского народа, светлейшей обершлюхе берлинского двора, кавалеру бриллиантового, железного и соснового креста… Намедни соизволил ты удостоить нас великой чести пригласить к себе в плен. В своём обращении вместо обычной брани ты даже льстиво назвал нас доблестными и героическими защитниками Ханко.

Хитро загнул, старче!.. Короток наш разговор. Сунешься с моря – ответим морем свинца! Сунешься с земли – взлетишь на воздух! Сунешься с воздуха – вгоним в землю!..»

Большинство бойцов 21-го желдорбата погибли, но враг не увидел их сломленными, не прорвался на неприступный полуостров.

Когда бойцы, включая железнодорожников, получили приказ эвакуироваться из крепости – батальон разрушил железнодорожный путь и укрепления, сбросил в залив весь подвижной железнодорожный состав. Многие из выживших героев Ханко потом сражались и трудились в Ленинграде до последних дней блокады, до последнего часа войны. Право, мы вспоминаем подвиг героев обороны Ханко гораздо реже, чем они заслуживают.



Тэги: Арсений Замостьянов Биография Личность
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цвет и тени Беллы Ахмадулиной

    12.07.2023
  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Свобода от затеянной печали

    170 голосов
  • Жгучее солнце шафрана

    153 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS