Советская Гавань – одна из ключевых точек на карте БАМа. И для железнодорожников, и для моряков это город, с которым связаны и воспоминания, и перспективы.
Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани. Это более 4287 километров. Совгавань – конечный пункт магистрали. Эту информацию можно почерпнуть из любого учебника. «И на Тихом океане свой закончили поход» – слова этой старой песни часто вспоминались во время строительства магистрали. Город и порт возникли на самом краю земли. Хотя это, конечно, зависит от того, откуда смотреть. От города Советская Гавань до Тихого океана рукой подать – там и быть транспортному узлу, связавшему железную дорогу с флотом.
Императорская гавань
Дата основания города известна доподлинно. 4 августа 1853 года капитан (в будущем – адмирал) Геннадий Невельской учредил «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» в заливе Императорская Гавань. Этому предшествовали опасные путешествия, изыскания. Невельской считал, что России необходима дальневосточная гавань – и во время Амурской экспедиции направил в морской поход вдоль берега отряд под командованием лейтенанта Николая Бошняка. Тогда и был открыт залив на берегу Татарского пролива, который русские моряки назвали в честь Николая I – Императорская Гавань. Неудивительно, что Бошняк стал первым начальником поста – и строительство поселения осуществлялось под его руководством. Вместе с ним на зимовку остались около сотни человек. Прокормиться им было трудно, одолевала цинга. В 1854 году залив посетил адмирал Евфимий Путятин на фрегате «Паллада». Шла Крымская война, англичане пытались действовать против России на Дальнем Востоке, и в бухте стали возводить укрепления. Для славного фрегата «Паллада» эта акватория стала последним пристанищем: в 1856 году корабль затопили, опасаясь, что его могут захватить британцы... В наше время над захоронениями первых зимовщиков бухты стоят обелиски и кресты. О железной дороге в этих краях тогда и не мечтали. Труднодоступный край осваивали лесопромышленники и рыболовы. Постоянное поселение в районе нынешнего городка Советская Гавань возникло вокруг австралийской лесной концессии.
Вскоре после революции 1917 года и залив, и посёлок переименовали. Вместо империи в стране установилась советская власть – и гавань стала Советской. Край стал развиваться в годы первых пятилеток. В 1931 году начались изыскательские работы на участке предполагавшейся будущей железнодорожной линии от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Большую роль в истории города сыграл наш выдающийся путешественник и писатель Владимир Арсеньев, разведывавший транспортные пути в окрестностях залива. Арсеньев ещё в начале 1920-х считал необходимым строительство Байкало-Амурской магистрали. Время доказало его правоту. Поселение стало активно развиваться, когда вся страна впервые узнала слово «БАМ». В середине 1930-х в Советской Гавани построили несколько крупных предприятий. Статус города поселение получило в 1941 году. Это был толчок к развитию производства. В середине ХХ века город славился судоремонтными предприятиями, на которых трудились настоящие мастера своего дела.
Дыхание БАМа
Байкало-Амурская магистраль в 1980-е вдохнула жизнь в тихоокеанские порты, до которых в прежние годы непросто было добраться. Дальность перевозок грузов, по сравнению с Транссибирской дорогой, сократилась на 466 км. БАМ стал для этого края обоснованной надеждой на будущий расцвет, на то, что город станет крупным торговым центром. И берега залива преобразились. Лето в эти края добирается только к сентябрю и задерживается в Совгавани ненадолго – всего лишь на месяц-полтора. Привыкнуть к такому климату непросто, строить – ещё сложнее. Суровый характер Советской Гавани принимает не каждого. Но за десятилетия был отстроен город со своим лицом, со своим неповторимым духом. Здание вокзала Советская Гавань-Сортировочная возводили после Второй мировой войны пленные японцы. Работали они добротно, и архитектура вокзала стала одним из символов города. Это узнаваемое здание с резным деревянным декором несколько лет назад бережно отреставрировали.
После распада Советского Союза власти предпринимали попытки переименовать город. Но местные жители решили оставить привычное название – Советская Гавань, в просторечии – Совгавань. По этому краю смутные девяностые ударили безжалостно. В те годы «сильные мира сего» рассуждали как временщики – и берег Тихого океана для них оказался «неперспективным». Не устояли судоремонтные заводы, пришёл в упадок грузовой порт, прекратился прирост населения. Даже БАМ в те годы частенько поминали недобрым словом. И это притом что Китай в 1990-е стал крупнейшим экономическим партнёром России – и в этой ситуации роль Советской Гавани должна была только возрастать. Но в ХХI веке и для Приморского края, и для Совгавани началось время новых больших проектов. Россия вспомнила и о Байкало-Амурской магистрали, и о её конечной станции, и о тихоокеанских портах. Возрождение идёт медленно, возврат к принципам рачительного созидания даётся трудно. Отстраивать, осваивать эту территорию – значит, делать надёжный вклад в будущее. В городе действуют три железнодорожные станции – Десна, Советская Гавань-Сортировочная и Советская Гавань-Город. Они никогда не пустуют, и это ещё одно подтверждение необходимости и всё возрастающей востребованности БАМа.
Порт Советская Гавань можно считать конечной точкой Байкало-Амурской магистрали.
Александр Лыскин / РИА Новости
Получил новый импульс развития и расположенный неподалёку от центра Совгавани знаменитый, даже легендарный Ванинский порт, транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути-дороги. Бухта Ванина, что в Татарском проливе, появилась на географических картах в XIX веке. Поселение и порт назвали в честь Иакима Клементьевича Ванина, топографа, который открыл эту глубоководную бухту в 1874 году, во время экспедиции, которой руководил Логин Большев. Но эта земля ещё долго – почти полвека – оставалась незаселённой. 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в бухту Ванина прибыл первый поезд.
Для БАМа Ванинский порт стратегически необходим. В новом веке в Ванине был построен новый железнодорожный терминал «Дальтрансуголь», строится новая тепловая электростанция. Вокруг дороги, вокруг порта идёт строительство. В ХХI веке грузооборот Ванинского порта вырос в четыре раза. Новая реконструкция заметно увеличит и пропускную способность железной дороги – и перед портом откроются новые перспективы.
Развитие этого края напрямую связано с развитием железной дороги. Нет сомнений, что российско-китайское сотрудничество в будущем будет только расширяться, а это означает, что проекты, связанные с Советской Гаванью, не останутся без внимания.
Чтобы эта далёкая от столиц земля оставалась нашей не только на бумаге, но и по существу, нужно развивать Байкало-Амурскую магистраль. За ней настоящее и будущее.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
КАЛЕНДАРЬ
3 (15) сентября 1830 года Родился Николай Константинович Бошняк, капитан 2 ранга, участник Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского, один из основателей поселения в Императорской (Советской) Гавани.
18 января 1941 года Посёлок Советская Гавань получил статус города.
21 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань.
5 июня 1958 года Принято решение о выделении посёлка Ванино из городской черты города Советская Гавань.