Среди поклонников сериала и совсем ещё дети-подростки, и зрелые граждане, и даже весьма пожилые. Мистический лейтмотив «Пыяла», посмотрев «Слово...», напевали не только татары и русские, но и чуваши, и ингуши, и мордва, и мокша... то есть вся наша «орда», а также, что удивительно, вроде люто ненавидящие её украинцы, что вселяет надежду на неминуемое примирение. Сериал пришёлся по душе патриотам, но он «зашёл» и иноагентам. Последние в сериале увидели беспощадную сатиру на современную Россию, где власть – злобный криминальный пацан, а народ – бесправный, униженный, ограбленный чушпан. Однако почему эту метафору относят к России, а не к современной Украине, где сдаются в плен, объясняя: «Надоело быть чушпанами»?
Привлекла всех не только жёсткая правда, которой нет в телесериалах, не только пережитые в детстве и достоверно продемонстрированные в фильме уличная несправедливость, жестокость, а также искреннее сочувствие героям, противостоящим унижениям, ищущим опору в дружбе, в кодексе пацанской чести, но самое главное, что подкупает в сериале, – любовь. Её много. И она какая угодно, начиная с сумасшедшей родительской. Четыре полнокровные любовные линии: пятнадцатилетний Андрей (Леон Кемстач) и юная сотрудница детской комнаты милиции Ирина (Анастасия Красовская); мать Андрея (Юлия Александрова) и майор-оперативник Ильдар (Антон Васильев); Марат (Рузиль Минекаев), пацан из семьи большого руководителя, и четырнадцатилетняя Айгуль (Аня Пересильд); старший брат Марата афганец Вова Адидас (Иван Янковский) и медсестра Наташа. Эта роль сыграна Елизаветой Базыкиной так, что я на время забыл обо всех возникших претензиях к большому либералу Жоре Крыжовникову в связи с неполнотой исторической правды в сериале.
Но теперь вспомнил, вот они: нет главной причины катастрофы героев и страны, нет даже намёка на тех, кто виноват в обвальной криминализации. Всё зло тогдашнего мира сосредоточено почему-то в образе комсорга Коневича. Александр Самойленко убедительно сыграл редкостного прохиндея, который, с одной стороны, рьяно агитирует против пацанских «группировщиков», с другой – ведёт подпольный бизнес с варёными джинсами, с третьей – настолько плотно сотрудничает с органами, что может доставить парня, изнасиловавшего Айгуль, к Марату, чтобы тот с ним беспощадно расправился. Не поверил я. Слишком откровенный негодяй, да ещё бравирующий своей подлостью, – такой в том жестоком мире, который нарисовал Жора Крыжовников, долго бы не протянул: был бы где-нибудь в тёмном углу проучен либо пацанами, либо цеховиками-конкурентами по производству и сбыту варёнки.
Совсем нет в сериале незабываемой перестроечной эйфории, неповторимой идиотской атмосферы тех лет, когда днём все смотрели прямую трансляцию съезда народных депутатов, вечером – «Рабыню Изауру», а ночью – «Взгляд». С середины восьмидесятых под чутким партийным руководством горбачёвского Политбюро Советский Союз сходил с ума. Генсек совместил сухой закон, свободу слова, отмену партийного диктата и рыночные реформы, после чего огромная страна с визгом, гиканьем и святой верой в светлое капиталистическое будущее понеслась в пропасть. В сериале же фон такой же, как и во всех антисоветских фильмах про СССР, – убогий, мрачный, безысходный.
Но важный плюс «Слова…»: Крыжовников собрал отличный актёрский ансамбль. Замечательно намечена линия взаимоотношений Андрея и милиционерши... Ангел-пионер, играющий на столе по нарисованным клавишам в начале сериала, как и многие здесь, стремительно взрослеет, однако во что выливаются его отношения с возлюбленной, непонятно. Да и взросление героя только обозначено. Причём страшными красками. После того как Андрей в больнице жестоко, по-гангстерски избивает спящего парня, которого подозревают в убийстве Ералаша, симпатии к нему улетучиваются, да и вера в сериальную правду тоже, а появляется злобное желание запретить сериал к чёртовой матери. Далее, в последней драке с Маратом Андрей побеждает, но в это не веришь, как и в то, что Марат пошёл в услужение к подонку Коневичу. И главный недостаток любовной линии Андрея и милиционерши: нет развития. В финале Ирина точно такая же, как в начале сериала, хотя в её взаимоотношениях с Андреем было множество драматических перипетий.
Линия майора Ильдара и матери Андрея очень убедительна, роли замечательно сыграны, оперу сочувствуешь не меньше, чем пацанам, не поверилось только, что несчастная сошедшая с ума мать стала вдруг очень быстро выздоравливать.
Любовь Марата и Айгуль – самая пронзительная: юная Аня Пересильд отлично справилась со сложнейшей ролью, ей веришь – впрочем, тут такой случай, когда плохо сыграть трудно, так мастерски выстроены убийственные обстоятельства вокруг её короткой жизни. Жалко и Айгуль, и её отца (Ильдус Абрахманов), и мать (Руслана Доронина). Только в то, что Марат сдал всех своих друзей, подбросив одному из них пистолет, я категорически не поверил. Понятна его месть пацанам, затравившим Айгуль, но всё же Марат не Иуда.
Про Адидаса и медсестру. Сразу после появления в третьей серии Наташа становится главным объектом внимания – ей веришь, сочувствуешь, хочешь, чтобы у неё всё было хорошо. Хоть и влюбилась она в очень мутного парня, к тому же убившего её двоюродного брата... Страшновато стало, когда после Наташиной импровизации, спасшей Вову от гаишников, она вдруг признаётся: «Я в первый раз соврала!» Но говорит она это, так задорно хохоча, что подумалось: если так пойдёт и дальше, то пацанская драма превратится в триллер наподобие «Бонни и Клайда». Но не превратилась: Адидас, ехавший в Абхазию, вдруг возвратился в Казань. Зачем?
Много вопросов к образу Вовы Адидаса. Его отец (Сергей Бурунов) мучается: почему сыновья выросли не такими, как он? А действительно, почему? Папаша – крупный руководитель, почему старший попал в армию, ведь наверняка была возможность поступить в институт (как минимум в казанский, если не в московский)? Почему, вернувшись из армии, Вова не воспользовался возможностями нового рыночного времени, связями отца и не основал какое-нибудь СП или кооператив? Что за инфантилизм? Почему его, красавца-мажора, из армии не ждала невеста? Почему он всё время проводит с малышнёй, а не с однополчанами и сверстниками? Такое вполне могло быть, если он из самых, что называется, низов, а не из четырёхкомнатной квартиры в центре Казани. Понятно, что Крыжовникову нужны были русские «генералы песчаных карьеров», но и внешне, и по сценарию Вова не из их среды – типичный столичный мажор. Так кто он? Робин Гуд или мерзавец, эксплуатирующий детей? Не поверил я и в главное событие сериала – в то, как Вова убил Жёлтого (Андрей Максимов). Это не эмоциональный срыв, не по пьяни, он долго целился, было время подумать обо всех последствиях, тем более что Вова, командир разведки, видел смерть в Афгане. Он уже ранил Жёлтого, отомстив за Марата и за своё унижение, а ещё до того, как Вова достал пистолет, Жёлтый отказался от всех претензий по поводу украденного людьми Адидаса видеомагнитофона и фактически отдал ему негодяя, изнасиловавшего Айгуль. Но Вова его всё-таки убил. Поверженного, беззащитного, безоружного. Не по-русски это и не по-татарски – не по-пацански. И глупо. Так же, как приезд на юбилей к отцу – он же знает, что его ищут, к тому же его отговаривает умная любящая Наташа. Сцена на юбилее ничего не прибавила. У отца уже был сердечный приступ в предыдущей сцене, зачем ещё одна, к тому же вяло сыгранная Сергеем Буруновым?
Говорят, Крыжовников в срочном порядке переснимал последние серии, но это не спасло сериал. После необыкновенного подъёма после пятой серии в итоге – разочарование. И желания пересматривать нет, слишком много нестыковок и неоправданно жестоких сцен.
Противоположное мнение о сериале в статье Матизена Виктора: Дела пацанские