Макдональдизация общества 5. – М.: Праксис, 2011. – 592 с. – (Образ общества). – 2000 экз.
Книга посвящена не только известной сети ресторанов быстрого питания – хотя, конечно, этому бренду досталось от автора сильнее всего, – но и всей системе построения экономики и общественных отношений, при которой по разным городам и весям расползаются однотипные гостиницы, рестораны, супермаркеты. В результате еда готовится без учёта местных кулинарных традиций, единственное, что имеет значение, – простота доставки и хранения ингредиентов и лёгкость приготовления.
Быстрое питание, по мнению диетологов, не слишком полезно для здоровья, хотя (и на это автор обращает особое внимание) некоторые уступки набирающей силу пропаганде здорового образа жизни фастфудные сети всё же делают: отказываются от животных жиров, начинают готовить салаты. Однако гидропонные овощи трудно назвать полноценными плодами земледелия.
Но помимо чисто физиологического влияния полуфабрикатной пищи на организм Ритцер исследует охвативший мир феномен стандартизации всего и вся, а также механизмы психологической манипуляции, благодаря которой человек превращается в потребителя, который не просто пользуется стандартными вещами, но радуется этому, одновременно теряя способность делать пресловутый «шаг в сторону». Получается своеобразная «бархатная клетка», которая защищает от непредсказуемости, но в качестве платы отбирает неповторимость.
Большое внимание уделено способам противостояния «макдональдизации». Они, в общем-то, понятны – хотя бы раз в несколько дней готовить вкусные блюда не из магазинных полуфабрикатов, а, так сказать, с нуля; заводить отвлечённые разговоры с сотрудниками сетевых закусочных, не смотреть фильмы-сиквелы, обставлять дом нестандартной мебелью. Одним словом, ищите, что там у вас есть за душой такого, что способно выделить вас из безликого ряда человеков, и вытаскивайте эти отличия на свет Божий.
Впрочем, вполне возможно, что российский читатель подумает: некоторая доля стандартности и предсказуемости совсем не так страшна, как кажется автору книги. Это он с нашим, увы, далеко не изжитым ненавязчивым сервисом дела не имел. Дежурная учтивость всё-таки лучше хамства, сколь бы искренним и индивидуальным оно ни было.