Александр Кондрашов
Фильмов о нацистах и Нюрнбергском процессе было много, но впервые в роли главного военного преступника, представшего перед международным трибуналом, – артист такого обаяния. Постаревший, раздобревший, но всё ещё гладиатор. Любимец подростков нулевых. Они подросли и пришли смотреть на него в «Нюрнберге».
В недавнем фильме с таким же названием Николая Лебедева, к сожалению, уклон был сделан не на сам судебный процесс, который показан был документально точно, но слишком кратко, а на приключенческую часть, где наши вымышленные разведчики героически сражаются с вымышленными фашистскими недобитками в американской зоне ответственности. В фильме же режиссёра Джеймса Вандербильта речь идёт по существу: о суде над реальными виновниками страшных злодеяний и о генезисе нацизма.
Лента снята в очень популярном для США жанре судебного шоу, где главное – схватка подсудимых, адвокатов и прокуроров в зале суда; кто прав, решат присяжные заседатели-кинозрители. В этой ленте Вандербильта, основанной на романе Джека Эль-Хая, одна из главных ролей отдана американскому психиатру Дугласу Келли (Рами Малек), в обязанности которого входил контроль психического состояния подсудимых. Это реальный человек, которому по долгу службы приходилось часто общаться с подсудимыми, и один из них – бывший вице-канцлер Герман Геринг. Он, в отличие от других подсудимых не терявший присутствия духа, вызвал у психиатра явный интерес, если не симпатию. У них сложились доверительные отношения – сценаристы даже придумали, что через Келли происходил обмен письмами между Герингом и его вызывающими жалость женой и дочерью. Психиатр хорошо изучил нациста и даже подсказал прокурорам правильную тактику обвинения, чтобы сам защищавший себя нацистский вице-канцлер в судебных прениях не вышел победителем. Британский прокурор последовал советам Келли, и изобретательно защищавшийся Геринг вынужден был признать свою вину в преступлениях нацизма.
Рассел Кроу в отличие от реального Геринга обладал и обладает удивительной позитивной харизмой. Почему режиссёр выбрал именно его? Полагаю, потому, что такое решение образа работает на главную мысль фильма: нацизм притягателен, он жив и сейчас, только приобретает новые формы. Германа Геринга и нацистов удалось победить в открытом бою, где решающую роль сыграла Красная армия (о чём в фильме, разумеется, ни слова, и, кстати, советских обвинителей на процессе не видно), а в зале суда одного из идеологов нацизма победили благодаря проницательности психиатра, которому, видимо, удалось проникнуть в суть этого страшного явления. Лидеры рейха казнены, но нацизм не побеждён.
«Такие люди, как нацисты, есть сейчас в Америке. Эти люди хотят быть у власти, они с готовностью перешагнут через трупы половины американского народа, если будут знать, что получат контроль над другой половиной, они разжигают ненависть так же, как Геринг и Гитлер!» – заявил Келли через десять лет на американском радио по ходу презентации своей книги о Нюрнбергском трибунале, за что был выведен из эфира ведущим: «В нашей стране этого не может быть». Книга успеха не имела, Келли отравился, как и Геринг, цианидом. Надо думать, причиной самоубийства было то, что его предупреждения не были услышаны.
Сейчас, наверное, американская аудитория воспримет этот фильм как очередной выпад против Трампа, который борется против нелегальной миграции, но подобное возвращение к антифашистской теме весьма знаменательно. Фашистами называют многих, и многие на государственном уровне действительно провозглашают что-то вроде «Дойчланд юбер аллес!» и даже чествуют нацистских преступников. Нацизм ведь – это не только «окончательное решение еврейского вопроса истинными арийцами», как можно заключить из просмотра многих американских фильмов. Эта пандемическая зараза может вспыхнуть всюду, где «фюреры» нации нацелены на доминирование над другими народами. Вплоть до их полного истребления. Подобное произошло с индейцами Северной Америки, не желавшими подчиниться колонизаторам. А во время Второй мировой войны истребление шло не только на территории Польши и СССР – японские нацисты, превосходившие по жестокости эсэсовцев и бандеровцев, десятками тысяч вырезали мирное китайское и корейское население.
Подобное происходит и сейчас. Не знаю, входило ли в режиссёрский замысел такое «расширение» темы, но оно напрашивается.