Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2025 г.
  4. № 50 (7014) (17.12.2025)
Телеведение

Геринг-гладиатор

Итоги «Нюрнберга»: нацисты казнены, но нацизм жив

17 декабря 2025
Геринг (Рассел Кроу) и Дуглас Келли (Рами Малек)

Александр Кондрашов 

Фильмов о нацистах и Нюрнбергском процессе было много, но впервые в роли главного военного преступника, представшего перед международным трибуналом, – артист такого обаяния. Постаревший, раздобревший, но всё ещё гладиатор. Любимец подростков нулевых. Они подросли и пришли смотреть на него в «Нюрнберге».

 

В недавнем фильме с таким же названием Николая Лебедева, к сожалению, уклон был сделан не на сам судебный процесс, который показан был документально точно, но слишком кратко, а на приключенческую часть, где наши вымышленные разведчики героически сражаются с вымышленными фашистскими недобитками в американской зоне ответственности. В фильме же режиссёра Джеймса Вандербильта речь идёт по существу: о суде над реальными виновниками страшных злодеяний и о генезисе нацизма.

Лента снята в очень популярном для США жанре судебного шоу, где главное – схватка подсудимых, адвокатов и прокуроров в зале суда; кто прав, решат присяжные заседатели-кинозрители. В этой ленте Вандербильта, основанной на романе Джека Эль-Хая, одна из главных ролей отдана американскому психиатру Дугласу Келли (Рами Малек), в обязанности которого входил контроль психического состояния подсудимых. Это реальный человек, которому по долгу службы приходилось часто общаться с подсудимыми, и один из них – бывший вице-канцлер Герман Геринг. Он, в отличие от других подсудимых не терявший присутствия духа, вызвал у психиатра явный интерес, если не симпатию. У них сложились доверительные отношения – сценаристы даже придумали, что через Келли происходил обмен письмами между Герингом и его вызывающими жалость женой и дочерью. Психиатр хорошо изучил нациста и даже подсказал прокурорам правильную тактику обвинения, чтобы сам защищавший себя нацистский вице-канцлер в судебных прениях не вышел победителем. Британский прокурор последовал советам Келли, и изобретательно защищавшийся Геринг вынуж­ден был признать свою вину в преступлениях нацизма.

Рассел Кроу в отличие от реального Геринга обладал и обладает удивительной позитивной харизмой. Почему режиссёр выбрал именно его? Полагаю, потому, что такое решение образа работает на главную мысль фильма: нацизм притягателен, он жив и сейчас, только приобретает новые формы. Германа Геринга и нацистов удалось победить в открытом бою, где решающую роль сыграла Красная армия (о чём в фильме, разумеется, ни слова, и, кстати, советских обвинителей на процессе не видно), а в зале суда одного из идеологов нацизма победили благодаря проницательности психиатра, которому, видимо, удалось проникнуть в суть этого страшного явления. Лидеры рейха казнены, но нацизм не побеждён.

«Такие люди, как нацисты, есть сейчас в Америке. Эти люди хотят быть у власти, они с готовностью перешагнут через трупы половины американского народа, если будут знать, что получат контроль над другой половиной, они разжигают ненависть так же, как Геринг и Гитлер!» – заявил Келли через десять лет на американском радио по ходу презентации своей книги о Нюрнбергском трибунале, за что был выведен из эфира ведущим: «В нашей стране этого не может быть». Книга успеха не имела, Келли отравился, как и Геринг, цианидом. Надо думать, причиной самоубийства было то, что его предупреждения не были услышаны.

Сейчас, наверное, американская аудитория воспримет этот фильм как очередной выпад против Трампа, который борется против нелегальной миграции, но подобное возвращение к антифашистской теме весьма знаменательно. Фашистами называют многих, и многие на государственном уровне действительно провозглашают что-то вроде «Дойчланд юбер аллес!» и даже чествуют нацистских преступников. Нацизм ведь – это не только «окончательное решение еврейского вопроса истинными арийцами», как можно заключить из просмотра многих американских фильмов. Эта пандемическая зараза может вспыхнуть всюду, где «фюреры» нации нацелены на доминирование над другими народами. Вплоть до их полного истребления. Подобное произошло с индейцами Северной Америки, не желавшими подчиниться колонизаторам. А во время Второй мировой войны истребление шло не только на территории Польши и СССР – японские нацисты, превосходившие по жестокости эсэсовцев и бандеровцев, десятками тысяч вырезали мирное китайское и корейское население.

Подобное происходит и сейчас. Не знаю, входило ли в режиссёрский замысел такое «расширение» темы, но оно напрашивается.


Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Максим Аверин в роли Золушки

    12.12.2025
  • Дорогие Лёня, Юра, Вилли

    11.12.2025
  • С женщиной не по себе и не в себе

    10.12.2025
  • Бес одиночества

    10.12.2025
  • Увы, он не взлетел

    06.12.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS