
Максим Замшев
Пьеса Надежды Колышкиной «Райский сад» весьма актуальна. События происходят в наше время, и это порождает мощную суггестивность. Мы переживаем за каждого героя и в силу их большой художественной убедительности, и в силу понимания, что эти люди списаны с реальности и их прототипы, пусть и условные, – часть нашей общей современной вселенной.
Эта пьеса непременно будет важной для современного театра. В ней поднимаются нравственные вопросы, в ней перед нами проходят представители разных поколений, в её основе вечные ценности семьи. С первой сцены мы погружаемся в интригу, следить за которой волнующе и интересно.
У каждого героя отчётливые речевые характеристики. Мы сразу ощущаем все характеры, привычки, повадки; для драматургии, где у автора из средств только речь, это особенно важное умение. Автор не ограничивается только тем, что происходит непосредственно на сцене. Из реплик героев мы многое узнаём об их жизни, о жизни их близких; из этих деталей, иногда забавных, а порой немыслимо трагических, складывается общее мозаичное панно, что позволяет расслышать эту драму, осознать её тонкость и подлинный художественный объём.
Из простых уютных разговоров, да драматичных, но всё же полных надежды, постепенно перед нами разворачивается подлинная драма. Люди меняются на глазах, их словно обуревает дьявол. Арки персонажей выстроены великолепно, интрига в их отношениях выстреливает как плотно сжатая пружина. Главный герой, лётчик Андрей, вокруг которого построен сюжет, так и не появляется на сцене, но незримо участвует в каждом акте. От геройства до слабости, от яви до ненависти – путь недолгий, словно говорит нам драматург, но всякий сам делает шаг и сам за него отвечает.