Минувшую неделю наше внимание было приковано к трагедии в Баренцевом море и гибели 14 акванавтов. Четырём из них присвоено посмертно звание Героя России. Очень жаль ребят! Подводные силы России, наша наука понесли огромную утрату. У моряков в крови неистребимый ген: «Сам погибай, а технику спасай!» Как и товарищей – кого сможешь.
Видимо, у многих возникал вопрос: что делал глубоководный аппарат в мелком для него Баренцевом море? Каждый логически мыслящий человек поймёт, если свяжет в одну цепочку «Лошарик» + «Посейдон». Ведь основной задачей аппарата «Посейдон» была определена доставка ядерного боеприпаса к берегам вероятного противника для поражения, в случае необходимости, важных прибрежных элементов экономики и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба путём создания обширных зон радиоактивного загрязнения, цунами и других разрушительных последствий. Увы, пока обстановка на планете такова, что за АНПА (автономный необитаемый подводный аппарат) – будущее в мировом океане. И для них нужны надёжные, долго действующие энергоустановки. Поэтому каждый правильно оценит вопрос президента Путина и ответ С. Шойгу: «Ядерная установка не пострадала». Именно ради её спасения отдали жизни 14 акванавтов.
Трагедию переживают не только моряки, но и все жители страны. Но тайну «Лошарика», как и тайну гибели АПЛ «Курск», мы явно узнаем не скоро.
Как ветеран-подводник, хочу коснуться того, что поразило меня при освещении трагедии. Странные вещи попадали в открытую печать, в эфир. Первое, что удивило, это привлечение «экспертов», которые видели подводную лодку, пожалуй, лишь на картинке. Ни одного настоящего профессионала-подводника не увидел на популярных телеканалах и не прочёл их комментариев в прессе. А чтобы судить о пожаре на подлодке, надо служить на ней и столкнуться не раз с аварийными ситуациями. А то получается сплошная «лапша». Как, например, подводник может таскать при себе ИДА, который без малого весит пуд? Да, индивидуальный дыхательный аппарат есть у каждого, кто уходит на задание, но он лежит на штатном месте. Раньше ещё были ИПы (изолирующие противогазы), сейчас дыхательные маски носит каждый подводник с собой, но это никак не ИДА. Доходило даже до того, что кто-то запустил утку, будто все погибшие моряки находились в жилом отсеке на отдыхе. Возникает вопрос: «А кто же нёс вахту?» И как всё это пропускается, ведь зрители могут и поверить?!
Сейчас появились сведения, что лодку спасли четыре акванавта и гражданский специалист. Если исходить из логики – это вахтенный офицер, вахтенный механик, штурман и боцман – рулевой. А кто нёс командирскую вахту? Вот этот вопрос – организация службы на сверхсекретной субмарине – больше всего и волнует настоящих подводников. От ответа на него зависит многое. Поэтому хочу обратить внимание компетентных органов, проводящих расследование, на необходимость тщательнейшей проверки и перепроверки, ибо все морские инструкции написаны гибелью людей. А некомпетентных журналистов и их редакторов хотелось бы попросить: если чего-то не знаете, не раздувайте ажиотаж! Не плодите слухи!
Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник