Татьяна Гржибовская. Господин исполнитель: Роман-трагифарс. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2020. – 408 с. – (101 прозаик ХХI века).
Жанр «Господина исполнителя» Татьяны Гржибовской определён как роман-трагифарс. Действительно, мы имеем дело с крупной формой прозы. Вместе с тем в книге ярко выражены черты драматических произведений, а комическое и трагическое тесно переплетены.
Образ центрального персонажа произведения, Владислава Кречетова, преподносится автором несколько утрированно:
«Пианист фривольничал:
– Куда мы едем, Жанна? Я знаю в вашем городе только одну достопримечательность – Дворец спорта!»
Но судьбу музыканта сложно назвать удавшейся. Провал на конкурсе Чайковского для Кречетова – «катастрофа, гибель всех надежд». Дальнейшая его жизнь разворачивается на сто восемьдесят градусов, и он, кажется, обретает успех в мире шоу-бизнеса. Но успех этот обманчив и ведёт к трагедии, к разрушению личности музыканта. Кречетов не находит в чуждой ему сфере ни радости, ни утешения. И мечтает доказать, что «он ещё может – может! – что-то сделать в музыке».
Финальные страницы романа вселяют надежду: «Всё так же выводила чудные гармонии скрипка, мягкие клавесинные звуки синтезатора вторили ей, скрашивая одиночество». Но нежная мелодия сменяется композицией, действующей на публику так, будто «туда напустили «веселящего газа».
И всё же в борьбе истинного и буффонадного берёт верх истинное. Но эта победа гибельна для творца.