19 октября в России отмечают день лицеиста
К большому сожалению, этот праздник не имеет широкой популярности и не столь известен, например, как день военно-морского флота или день десантника. Тем не менее, именно вышеозначенная дата является одной из самых значимых для культурной жизни нашей страны.
Осень – это ещё один подарок природы человеческому разуму. Ведь только человек способен оценить смену красок и игру биологических процессов, выраженную в столь прелестной и завораживающей форме: в цвете и трепете листьев, в мягкости осеннего света и его отражении в матовых октябрьских лужах…
Конечно же, природа способна обойтись и без благодарного наблюдателя, что она, собственно говоря, и делала миллиарды лет до появления на этой планете человека разумного. Но лишь благодаря человеку, а точнее, его способности описывать (в слове, на холсте, в скульптуре, музыке и т.д.), природа обрела бессмертие, отразившись в человеческом разуме как в зеркале.
Человек необходим планете, ведь только он способен подарить ей своё время. Остановился, замер от восторга… Или: отнаблюдал необычное явление, изучил его, описал в лаборатории… Вот и выделил часть своего времени природе. А она в ответ благодарно поделится с человеком своими щедротами.
Да, тот же человек, познавая природу, внедрился в её процессы, разрушил целостность планетарных оболочек, от его активности страдает экологическое здоровье многих регионов. Один из основных законов разума: чтобы что-либо познать, необходимо это разрушить. Но речь сейчас не о разрушительности нашего мозга, а о его созидательном начале. Сегодня мне бы хотелось пропеть гимн разуму, гимн человеческому мозгу.
Ни для кого не секрет, что мозг человека – это совершенно уникальное образование, которое имеет возможность самостоятельно меняться. Мне всегда немного жаль, как мало люди задействуют свой мозг, как мало они о нём знают и как мало им пользуются. Хотя самое приятное и самое уникальное, что есть в человеке, самое нужное этой вселенной – это человеческий мозг.
Уникальность нашего мозга, во-первых, в возможности постоянного наблюдения за собой, в постоянной оценке всего происходящего, сравнения со всем окружающим. Это ни с чем не передаваемое состояние счастья и озарения, когда все события взаимосвязаны и в жизни нет ничего случайного. А во-вторых, человеческий мозг единственный способен реагировать на время, впитывать время в себя. Только наш мозг может видоизменяться во времени и манипулировать временем.
Под временем я подразумеваю не часы и календарь, а вполне реальную субстанцию, которой можно пользоваться также, например, как телефоном или как холодильником. К примеру, вход в относительное время позволяет регулировать скорость проживания тех или иных событий. Если событие нас не устраивает, мы можем сократить время, если оно нас устраивает, мы можем время растянуть внутри данного события, хотя в обычной жизни происходит всё наоборот. В относительном времени мы можем что-то уплотнять, и что-то разрежать. Здесь совершенно меняется режим работы тела и режим работы мозга.
Сразу оговорюсь, что почувствовать время невозможно, так как чувство – это понятие чисто телесное, пространственное. Время можно только познать за счёт расширения границ мозга и более широкого восприятия и понимания всего происходящего. Если мой мозг сейчас что-либо фиксирует и на что-либо обращает внимание, значит, он в причинно-следственном поле чётко знает, по какой причине он сейчас анализирует это и внимает этому и какие будут следствия после его анализа, как внутри мозга изменится всё происходящее. Поэтому на входе наблюдается одна картинка бытия, на выходе – совсем другая. И всё это происходит внутри мозга. Поскольку оказалось, что время – это не столько наружная организация, сколько внутренняя.
Время – это жизнь разума. Оно протекает только через наш мозг и фиксируется только нашим мозгом. Поэтому чем больше развит мозг, тем больше времени в него помещается. А чем больше у человека времени, тем выше скорость работы его мозга.
Таким образом, воспринимать время, управлять им, направляя в любое событие своей жизни, способен исключительно многомерный, развитый и тренированный мозг. И от того, насколько тренирован и развит наш мозг, насколько он чист и не зашлакован, зависит скорость течения времени через него. Соответственно, без заботы о мозге не может быть и речи ни о каком времени.
Как же заботиться о своём мозге и как его развивать?
Всем хорошо известно, что с наибольшей интенсивностью развитие мозга происходит в первые годы жизни ребёнка. Именно в детстве образуются первые нейронные связи, которые станут в дальнейшем основой привычной умственной деятельности.
Приблизительно до 20 – 25 лет человеческий мозг с лёгкостью поглощает любого рода информацию и обладает повышенной способностью запоминать и осваивать большие объёмы незнакомых знаний. После 25-ти лет мозг постепенно меняет стратегию с запоминания на сохранение того, что успел усвоить ранее. Вот почему развивая своих детей, мы тем самым закладываем базу их умственных и интеллектуальных способностей, а следовательно, готовим мозг для успешного приёма и фиксации времени. Чем раньше мы начнём тренировать свой мозг, тем успешнее будет его работа в зрелом возрасте.
Ведущую роль в развитии мозга играет образование, а точнее, его качество. Ведь именно на школьный и студенческий возраст приходится максимальная активность мозга в формировании нейронов новых связей. И печально узнавать о том, как в некоторых странах реформой образования убираются из программы такие предметы, как алгебра и геометрия, физика и биология, химия и астрономия, под предлогом того, что эти предметы не имеют практического применения в жизни. И невдомёк горе-реформаторам, что задача этих научных дисциплин не столько практическая, сколько более глобальная – тренировка мозга, а следовательно и развитие самостоятельной независимой личности, способной к анализу происходящего и принятию взвешенных, обдуманных решений. Возникает вопрос: каких личностей планирует вырастить государство после подобной реформы?
19 октября 1811 года по личному указу императора Александра I состоялось открытие Царскосельского лицея, который, по мнению его создателей, должен был продолжить традиции древней школы-ликея, основанной в далёком прошлом самим Аристотелем.
Приоритетным в лицейском образовании являлось формирование у учащихся широчайших знаний в самых различных областях науки, культуры и искусства, развитие умения мыслить как абстрактными, так и вполне конкретными категориями, а также стремление трудиться для блага России. Как гласил один из первых пунктов лицейского устава: «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».
Программа лицея гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, при этом давала обучающимся энциклопедические знания. Среди дисциплин были грамматика (русский язык), история, физика, математика, русская словесность (литература), иностранные языки (французский и немецкий), живопись (рисование), музыка. Также лицеисты изучали право, философию, историю религии, политэкономию и логику. Помимо этого в образовательную программу входили гимнастические упражнения.
Преподаватели того времени не задавались вопросом: пригодятся ли все эти предметы их выпускникам в дальнейшей жизни. Ведь целью обучения являлось, прежде всего, взращивание разносторонней образованной личности, способной принести пользу своему государству и народу.
Об эффективности такого образования свидетельствует тот факт, что среди выпускников Императорского Царскосельского лицея столько талантливый людей с прославленными именами. Самый известный его выпускник – основоположник современного русского языка, поэт Александр Пушкин. Среди других известных имён – поэт и общественный деятель Вильгельм Кюхельбекер; поэт и издатель Антон Дельвиг; глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи Александр Горчаков; филолог, академик и вице-президент Российской Императорской академии наук Яков Грот; писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор Михаил Салтыков-Щедрин и многие-многие другие выдающиеся деятели России XIX века.
В чём же секрет лицейского образования? Какими «секретными» методиками воспитания и формирования личности владели Царскосельские педагоги, что их выпускники вышли из стен лицея всесторонне развитыми, образованными людьми, а также смогли обнаружить и, что самое главное, реализовать свой талант, который прославил их и навечно вписал в историю не только нашей страны, но и планеты?
Ответ – на поверхности. Величайший «секрет» педагогики – во-первых, в индивидуальном подходе к каждому ученику, а во-вторых, в грамотном питании формирующегося мозга.
Обнадёживает, что в конце XX века традиция лицейского образования вновь продолжилась. А это значит, что у нашей страны есть будущее, в котором будут жить люди, способные управлять временем.
А по сему, цените и берегите свой мозг! Кормите его правильно! И тогда ваш мозг благодарно распахнётся для приёма времени и не раз удивит вас своей многомерностью и многогранностью.
Евдокия Лучезарнова