Это писатели, без которых невозможно себе представить новейшую эпоху отечественной истории, которая началась разворачиваться с 2014 года.
Список составлен участниками патриотического движения литераторов «Союз 24 февраля», а также авторами, разделяющими взгляды на синтез качества прозы и ответственности художника за слово.
В аналитическом опросе не ставилась планка в количественном отношении, в результате суммирования экспертных оценок получился список из 16 авторов (он представлен не в алфавитном порядке, а по распределению голосов от максимального). Этакий пуд литературного качества или золотой стандарт современной литературы:
Захар Прилепин
Павел Крусанов
Даниэль Орлов
Сергей Носов
Михаил Елизаров
Герман Садулаев
Андрей Рубанов
Александр Пелевин
Михаил Тарковский
Александр Проханов
Алексей Иванов
Дмитрий Филиппов
Леонид Юзефович
Дмитрий Данилов
Александр Мелихов
Эдуард Веркин
Также в список попали: Юрий Поляков, Евгений Водолазкин, Максим Замшев, Вадим Левенталь, Роман Сенчин, Евгений Чижов, Сергей Лукьяненко, Игорь Малышев, Кирилл Рябов, Юрий Буйда и другие.
Комментарий Михаила Хлебникова:
Несколько десятков современных профессиональных русских прозаиков, поэтов и критиков составили список – полноценный, «пудовый» по количеству свод имён, определяющих сегодня движение русской литературы. Разовая ли это акция или за этим скрывается нечто большое и важное для нас всех?
На наших глазах сегодня происходит знаковое событие в русской литературе – возникает представление о новой писательской иерархии. Искусство не терпит формальной демократии, за которой неизбежно прячется всем известный афоризм: «…равнее других». Будем честны, культурная ситуация последних тридцати лет устраивала многих. Массовому читателю брезгливо скармливали солянку из как бы иронических детективов, клишированного фэнтези, подростковых книг, написанных по славным заветам Лидии Чарской. Творцы «подлинного искусства» закрылись в самопальных, кривовато, «по-пизански», сляпанных башенках из пластика, раскрашенных под слоновую кость. Под дверь им время от времени подсовывали премиальные конверты, содержание которых поддерживало чахлое, но обильно коптящее тление как бы высокого искусства. Наши дни убедительно показали, что оба варианта одинаково тупиковы и для литературы, и для общества. Процесс пересборки литературного пространства неизбежно включает в себя и составление подобных списков.
Что я вижу в представленном перечне имён? Какие признаки объединяют этих разных писателей? Самое первое качество – способность вести разговор с читателем и временем. Не подлаживаться, игриво подмигивая: «ну, вы понимаете…». Это важное качество присутствует в книгах Павла Крусанова, Сергея Носова, Александра Мелихова – писателей, которых трудно упрекнуть в погоне за «злободневностью». Но при этом их книги с течением времени неизменно увеличиваются в масштабе, постоянно прирастая в весе и значении.
Второй момент – отказ от кружковщины, желания составить принципиально дружеский по наполнению «антисписок». Алексей Иванов, Андрей Рубанов, Михаил Елизаров и Леонид Юзефович – долго, успешно и нестыдно работают в литературе. К сожалению, «успешно» и «нестыдно» часто воспринимается как пример оксюморона. Но безо всякой иронии – благодаря таким книгам как «Золото бунта», «Сажайте, и вырастет», «Библиотекарь» и «Зимняя дорога» русская литература сохранила тот уровень, отказ от которого сделал бы нас исключительно наследниками «великого прошлого» безо всякой надежды на будущее.
Важным и нужным выглядит присутствие в списке имени Дмитрия Филиппова, убедительно доказавшего, что право на победу основывается и на том, что пафосно, но всё же верно называют человеческим и литературным подвигом. Роман «Собиратели тишины» стал свидетельством включенности большой русской литературы в трудное и тяжелое дело войны.
Александр Проханов и Захар Прилепин – примеры редчайшего соединения литературы и личности. При этом яркое индивидуальное начало не заслоняет литературную работу каждого из них. Сколь плотно бы они не присутствовали в медиа-пространстве, мы знаем их, прежде всего, как больших русских писателей, способных удивить читателя неожиданным поворотом, вниманием к тому, что их сегодня волнует и тревожит.
Конечно, наша работа не может свестись к составлению списков, хотя занятие это и крайне увлекательное. Скорее перед нами – точка сбора, трезвый и осмысленный взгляд на то, какими силами обладает современная отечественная словесность. Впереди у всех нас сложное и интересное время. И мне представляется важным, чтобы прошли мы его с участием не только названных авторов, но и тех, чьи имена ещё не значатся, но предполагаются нашей общей судьбой. В этом и заключается настоящий неформальный демократизм большой русской литературы.