В России три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и царь-бас Фёдор Иванович Шаляпин. В стране немало мест, связанных с именем русского гения, но признанием самого Фёдора Ивановича – «Для жизни рождён я в Казани, для сцены Кавказом рождён» – востребована знаменитая «Дача Шаляпина», последний адрес проживания великого баса в Кисловодске. А голос его и сегодня раздвигает толщу стен этого старинного особняка – расположившийся здесь государственный литературно-музыкальный музей бережно хранит и приумножает память о великом сыне России.
Инициатором открывшегося здесь «Зала русской эмиграции» был барон Эдуард фон Фальц-Фейн из далёкого княжества Лихтенштейн, хорошо знавший семью Шаляпиных. Именно его мемориальные вещи и стали первыми экспонатами постоянно действующей выставки русского зарубежья. Русский барон-эмигрант передал в дар Кисловодску экспонаты из личного архива великого баса – «музей в музее» украсили уникальные фотографии с личных слайдов дочери певца Ирины Фёдоровны, бронзовая скульптура «Ф. Шаляпин в шубе» работы Д. Тугаринова. Представитель славного дворянского рода Фальц-Фейнов – Епанчиных, известный коллекционер и благотворитель, он многие годы помогал России возвращать, казалось бы, безнадёжно утерянные реликвии. Узнав по телефону о торжественном открытии зала, растроганный Эдуард Александрович, получивший в тот, 2007 год множество поздравлений к своему 95-летию, признался, что самой большой для него наградой стала презентация в Кисловодске зала русской эмиграции.
Переходишь от стенда к стенду, и пожелтевшие листки документов, старинные фотографии воскрешают знаменательные биографические вехи наших именитых соотечественников, оказавшихся после революции за рубежом. Документальные свидетельства знакомят с пребыванием в Кисловодске суперзвезды русского балета Матильды Кшесинской. Прима-балерина и артист императорского театра Шаляпин могли бы встретиться и в Санкт-Петербурге, и в Кисловодске. Но их судьбы пересеклись только в эмиграции – в Париже, где дочь Фёдора Ивановича занималась в балетной группе Матильды Кшесинской. Особое внимание привлекают материалы, посвящённые выдающимся композиторам Рахманинову и Прокофьеву, которые дружили с великим басом и бывали в этом старинном кисловодском особняке, похожем на сказочный терем. И есть, пожалуй, своя символика в творческом содружестве мемориальной усадьбы С.В. Рахманинова Ивановка в Тамбовской области и кисловодской «Дачи Шаляпина». Два директора этих известных музеев, заслуженные работники культуры РФ Александр Ермаков и Ольга Красникова открыли на курорте памятную доску с именем талантливого композитора. Рядом почётное место на стене занимает и табличка с изображением Прокофьева.
Не случайно именно здесь родилась одна из самых удивительных и долговечных традиций – «Шаляпинские сезоны», которые ежегодно собирает на одной сцене целое созвездие талантов со всей России. В майские дни на курорте планировался юбилейный, 30-й по счёту курортный фестиваль искусства, но нагрянувший коронавирус передвинул аккорды вдохновения на более поздние сроки.
Каждый из этих праздников отличается по тематике и символике, у каждого фестиваля свои сценарные планы и режиссёрские открытия. Всякий раз плеяда народных талантов пополняется новыми именами. В разные годы на сцену поднимались всеми любимые солисты Леонид Сметанников из Саратова, Анна Аглатова и Фёдор Тарасов из Большого театра Москвы, лауреат «Романсиады» Евгений Южин из Санкт-Петербурга и его земляк из Мариинского театра Аскар Абдразаков. Участники ежегодных «Сезонов» и сами испытывают потребность хотя бы раз в году побывать на «Даче Шаляпина», чтобы соприкоснуться с гением, чтобы побродить по залам музея, впитывая дух Времени и дух Маэстро.
– Такие масштабные фестивали с общероссийским размахом умножают богатые культурные традиции города-курорта и всего Ставрополья, возрождая наши духовные начала, – подчёркивает краевой министр культуры Татьяна Лихачёва. – Зрители глубоко потрясены неповторимой кисловодской «перекличкой» российских талантов.
Рассказывают, будто однажды пение шарманщика в Курортном парке долго слушал высокий статный господин в белом костюме. А когда пришло время расплатиться, гость не обнаружил в кармане ни копейки и вытащил из галстука бриллиантовую булавку. Но шарманщик испуганно отказался: «Подумают, что украл. Не надо платы, я счастлив, что доставил вам минуту радости». Незнакомец посоветовал шарманщику: «Ты пой громче, тебя услышат и вознаградят». И тот запел во весь голос, но никто так и не взглянул в его сторону. Тогда незнакомец вдруг запел сам – и мощный, красивый голос вмиг собрал огромную толпу отдыхающих. Закончив песню, неизвестный господин снял картуз и пошёл по кругу. Отдавая шарманщику собранные монеты, он достал из кармана свою фотографию и подписал: «На память о совместном концерте. Фёдор Шаляпин».
Богатая жизнь артиста хранит в благодарной памяти потомков множество ярких событий, которые зачастую воспринимаются творческой выдумкой влюблённых в него современников. Но ведь и красивые легенды, согласитесь, может породить только гений и удивительно одарённый человек, каким был в жизни и остаётся в памяти Фёдор Иванович Шаляпин.
На сцене – целое созвездие талантов, участников ежегодного «Шаляпинского сезона»./ Фото автора
С раннего утра живописный дворик музея оглашает птичий хор. Время от времени на мохнатых лапах вечнозелёных красавиц шустро грызут орешки заблудившиеся проказницы белки, с любопытством заглядывая в окошки и завидуя отрадным переменам в облике «Дачи». Порадовался бы неустанному преображению старинного особняка и сам Фёдор Иванович. За последнюю десятилетку музей пережил вторую молодость. Капитально отремонтировано историческое здание, ярче и рельефнее заиграла редчайшая лепнина стен и потолков, стенды пополнились редкими экспонатами шаляпинского бытия. Но мало кто знает, что для решения открыть здесь музей потребовалась рискованная… мистификация. В те годы имя Шаляпина в СССР оставалось все ещё под запретом. Певец считался чуть ли не «врагом народа», и слышать не хотели о музее в честь «недобитого буржуя». Вот энтузиастам культуры и пришлось пойти на откровенный обман, в котором почётный гражданин Ставропольского края, кисловодский искусствовед Борис Розенфельд публично признался только в 2010 году: «Никогда никакой собственной дачи в Кисловодске у Шаляпина не было! Не парили под потолком знаменитые ангелоподобные купидоны, якобы расписанные художником Коровиным, не было камина, выложенного по проекту Николая Рериха. Всё это нужно было придумать, чтобы спасти чудный образец зодчества – прекрасный особняк, гармонично вписанный в кисловодский ландшафт».
Сохранившаяся вековая ель, признанная памятником живой природы, не только «видела» Шаляпина, но и «слышала» ниспосланный Богом голос. В свой последний приезд в Кисловодск в революционном 1917 году Фёдор Иванович прогуливался здесь под тенистыми кронами, а четыре года назад в этом романтичном уголке он взошёл на постамент, чтобы застыть здесь навсегда. Братья-скульпторы Юрий и Виктор Жоглины изваяли необычный образ Шаляпина, отдыхающего на Водах. Кисловодский памятник великому басу – шестой по счёту в России и первый на седом Кавказе, который так любил русский гений.