Президент диаспоры – такое странное выражение теперь всё чаще встречается при описании выборов в близких нам частях мира. Нет, ещё далеко до всемирного «царства диаспор», в котором забыты все национальные границы. Однако они всё заметнее стираются.
На Западе многие страны наводняют себя выходцами из культурно чуждых регионов, и их голоса подчас бывают решающими в демократических процедурах. Этой проблемы пока нет в бывших соцстранах, зато все они обзавелись большой эмиграцией, члены которой не знают, вернутся ли когда-то на родину. Видно только, что нации выходят за свои границы.
Голосование в Молдавии очень показательно. Как на референдуме о курсе на вступление в ЕС, так и на выборах президента один результат проявлялся внутри страны и совсем другой – в западной диаспоре, причём именно её голоса предопределяли исход голосования. А вот полмиллиона российских молдаван власти проигнорировали, прислав для них всего 10 тысяч бюллетеней.
Случай выразительный, но не редкий. За голоса диаспоры теперь борются почти везде. Они могут сыграть большую роль в начале декабря в Румынии. Чуть севернее давно у власти партия, сделавшая зарубежных венгров важнейшей политической опорой. А вот в Грузии диаспора на этот раз не смогла решить исход голосования, хотя была близка к этому.
Одни политические силы стараются всячески избавиться от голосов уехавших, другие, наоборот, ищут по всему миру соотечественников и даже их потомков и предлагают им документы, дающие какую-то часть гражданских прав, нередко с возможностью голосовать.
На самом деле проблема возникает лишь тогда, когда голос диаспоры принципиально отличается от голоса граждан в государстве. То есть когда уехавшие представляют собой чуждое по настроениям политическое сообщество. А значит, перед странами стоит задача достижения народного единства не только внутри, но и вовне. Работа с соотечественниками становится одной из центральных задач современной политики.
На прошедшем на днях в Москве VIII Всемирном конгрессе соотечественников не раз говорили, что мы не знаем, сколько за рубежом проживает людей русской культуры. Ясно только, что несколько десятков миллионов. Огромное богатство «человеческого капитала», каким мало кто обладает. Волны миграции имеют разные настроения, политические взгляды и разное отношение к некогда своей стране. Однако среди них немало искренних патриотов России. Часто такой патриотизм приобретается как раз там – в отрыве.
У нас долгие годы идут споры, как трактовать День народного единства 4 ноября – только ли как «единство народов России», жителей страны, или также как единство Русского мира – большого сообщества людей русской культуры, живущих по всему свету. Второе значение праздника прежде замалчивалось, а теперь становится всё более актуальным. Может, не было бы такой трагедии на Украине, если бы вовремя позаботились о единстве с десятками миллионов её русскоязычных граждан.
Много веков наша страна развивалась под лозунгом собирания русских земель. Гораздо реже вспоминают, что собирание должно быть и на гуманитарном уровне, то есть собирание русских людей, где бы они ни жили. Именно в этом – национальное единство, которое является главным залогом внутренней и внешней силы любого современного государства. И трудный опыт наших соседей, который они приобретают прямо на наших глазах, тому яркое свидетельство.