Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Город-сад: от фон Мекка до Крата

Необычному посёлку железнодорожников уже больше века

20 ноября 2024
Здание Управления города-сада на улице Муромская. Построено в 1912–1913 гг.

Как обустроить быт железнодорожников? Этот непраздный вопрос приобрёл актуальность, пожалуй, с момента появления на свет способа передвижения по рельсам. Решая его, Россия шла в ногу со временем, порой обгоняя остальных и предлагая весьма оригинальные идеи. Сто десять лет назад, например, наиболее эффектным представлялся проект строительства отдельных посёлков: на природе, вдали от крупных городов, которые уже тогда выглядели тесными и загрязнёнными.

Ещё до Первой мировой войны председатель правления Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк решил возвести город-сад для железнодорожников в районе подмосковной платформы Прозоровская, получившей своё название в честь владельцев тамошних земель – князей Прозоровских-Голицыных. Та территория славилась как вполне приличное дачное место – с тех пор, как в конце XIX века туда провели железную дорогу. В 1908 году Александр Прозоровский продал свою землю – 680 гектаров в окрестностях станции правлению Московско-Рязанской дороги, именно там фон Мекк и решил обустроить, говоря современным языком, жилой комплекс для своих служащих. В качестве образца для подражания был взят Лечворт – британский посёлок для железнодорожных служащих.

Планировку нового городка разработал инженер и зодчий Владимир Семёнов. По его проекту от станции расходились три длинных луча главных улиц. Кстати, все улицы посёлка получили названия в честь станций железнодорожной империи фон Мекка: Рязанская, Голутвинская, Симбирская, Фаустовская, Зарайская, Перовская, Казанская. Предполагалось, что в посёлке будет ходить трамвай. Возле Прозоровской даже построили депо для обслуживания трамвайных линий. Начальником строительства фон Мекк назначил Ипполита Чайковского – брата великого композитора (кстати, сам Николай Карлович Мекк был женат на племяннице Петра Ильича). В первую очередь начали прорубать просеки для будущих улиц, строить дороги, русло реки подготовили для водоснабжения. К работе были привлечены молодые талантливые архитекторы – почти все они в будущем станут классиками градостроительства: Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. Здание вокзала построил Щусев, другие подготовили несколько вариантов проектов типовых жилых домов, каменных и деревянных. Большие коттеджи для многодетных семей, корпуса на несколько семей, благоустроенные по последнему слову техники. С водопроводом, канализацией, небольшими садами и раскидистыми соснами возле каждого дома. Протянули в посёлок даже телефонную сеть. Всё было продумано, чтобы сотрудники дороги могли жить, отдыхать и лечиться с комфортом.

Учащийся МДЖД в Кратово даёт сигнал к отправлению поезда / Артём Геодакян / ИТАР-ТАСС

По тем временам этот посёлок казался фантастикой, какой-то идеальной сказкой. Однако утопия на глазах превращалась в реальность. Для приобретения домов фон Мекк намеревался давать сотрудникам долгосрочные ссуды. В железнодорожном ЖК предполагалось построить церковь, больницу, школы, бани, театр, обустроить зоны отдыха возле живописного пруда и на берегу Москвы-реки. Правда, из крупных объектов удалось завершить только больничный городок, построенный по проекту зодчего Таманяна, – сейчас он располагается на площади Громова в городе Жуковском. В одном из корпусов ныне находится народный театр «Стрела», в другом – знаменитый авиационный техникум. А в центральном здании – туберкулёзный диспансер, в котором лечились многие железнодорожники.

Целый квартал архитекторы собирались отдать образовательным учреждениям. Планы были масштабные: три начальные школы, детские сады, школа для мальчиков с ремесленным отделением, школа для девочек, железнодорожно-техническое училище и даже интернат для детей тех работников, которым приходилось, уходя в рейсы, надолго отлучаться от дома. На Симбирской улице сохранилось здание Управления строительством того города-сада. В разные годы там работала школа, а также действовало общежитие Московского института инженеров транспорта.

Увы, завершить грандиозный проект председателю правления МРЖД не удалось: помешала Первая мировая война, заставившая отложить все планы, не связанные с обороной Российской империи.

Вскоре после революции в Прозоровке рядом с железнодорожниками стали давать жильё бывшим политкаторжанам, а дело фон Мекка попытался продолжить главный комиссар Московско-Рязанско-Казанской железной дороги Иван Антонович Крат. Вся его жизнь была связана с этой индустрией. Он трудился слесарем в паровозном депо, позже помощником машиниста, машинистом, мастером по ремонту паровозов. Влился в ряды большевиков. После 1917 года, по существу, возглавил железную дорогу. Крат, несмотря на разруху и нехватку средств даже на самое необходимое, старался сохранить город-сад, заселял коттеджи рабочими и служащими, заботился о больнице и школе. Словом, оставил о себе добрую память. С Гражданской войны Крат вернулся с тяжёлым ранением. В 28 лет, в 1923 году, умер от чахотки в больнице того самого города-сада. А через несколько лет разросшийся посёлок и, конечно, железнодорожную станцию назвали его именем – Кратово.

В известной степени идею фантастического города-сада удалось реализовать. Правда, вопреки надеждам Ивана Крата, бывшая Прозоровка с 1920 х принадлежала не только железнодорожникам. А в 1937 году в Кратово открылась детская железная дорога, построенная пионерами-школьниками под руководством педагогов-железнодорожников. Она сохранилась до наших дней, её маршрут проходит от станции Юность, что возле платформы Отдых Рязанского направления МЖД, до станции Пионерская на берегу Кратовского озера. Интересно, что в годы Великой Отечественной по этой детской трассе перевозили боеприпасы, нескольких юных железнодорожников удостоили боевых наград. А сейчас в классах и на тренажёрах учебной базы этой дороги занимаются и получают практический опыт 500–600 юных потенциальных работников РЖД. И сколько радости приносят юным пассажирам вроде бы почти игрушечные, но в то же время самые настоящие поезда!

Знаменитый мост у кратовского пруда

Ещё одним символом Кратово стал изящный мост на пруду. На его берегах во времена фон Мекка собирались открыть площадки для тенниса, футбола и крокета. В наше время всю прибрежную территорию и мост реконструировали и благоустроили.

Придёт время, и здесь обязательно найдётся место для памятников двум железнодорожникам, с которыми связан расцвет этого посёлка, – Николаю фон Мекку и Ивану Крату. Главное – сберечь, сохранить всё, что осталось от замечательного замысла фантастического города-сада начала ХХ века.


Тэги: Путешествие во времени
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Остаться на земле во что бы то ни стало...»

    04.10.2024
  • Дипломат его величества

    22.02.2024
  • Он был могуч и красив!

    14.09.2023
  • Война Нестора

    01.09.2023
  • Неизвестный известный Александр Невский

    27.07.2023
  • Нарком Елизаров

  • Сказку быль опередила

  • Павелецкие практики Леонида Словина

  • Родина, встречай героев!

  • Другой Дельвиг

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS