Как обустроить быт железнодорожников? Этот непраздный вопрос приобрёл актуальность, пожалуй, с момента появления на свет способа передвижения по рельсам. Решая его, Россия шла в ногу со временем, порой обгоняя остальных и предлагая весьма оригинальные идеи. Сто десять лет назад, например, наиболее эффектным представлялся проект строительства отдельных посёлков: на природе, вдали от крупных городов, которые уже тогда выглядели тесными и загрязнёнными.
Ещё до Первой мировой войны председатель правления Московско-Рязанской железной дороги Николай Карлович фон Мекк решил возвести город-сад для железнодорожников в районе подмосковной платформы Прозоровская, получившей своё название в честь владельцев тамошних земель – князей Прозоровских-Голицыных. Та территория славилась как вполне приличное дачное место – с тех пор, как в конце XIX века туда провели железную дорогу. В 1908 году Александр Прозоровский продал свою землю – 680 гектаров в окрестностях станции правлению Московско-Рязанской дороги, именно там фон Мекк и решил обустроить, говоря современным языком, жилой комплекс для своих служащих. В качестве образца для подражания был взят Лечворт – британский посёлок для железнодорожных служащих.
Планировку нового городка разработал инженер и зодчий Владимир Семёнов. По его проекту от станции расходились три длинных луча главных улиц. Кстати, все улицы посёлка получили названия в честь станций железнодорожной империи фон Мекка: Рязанская, Голутвинская, Симбирская, Фаустовская, Зарайская, Перовская, Казанская. Предполагалось, что в посёлке будет ходить трамвай. Возле Прозоровской даже построили депо для обслуживания трамвайных линий. Начальником строительства фон Мекк назначил Ипполита Чайковского – брата великого композитора (кстати, сам Николай Карлович Мекк был женат на племяннице Петра Ильича). В первую очередь начали прорубать просеки для будущих улиц, строить дороги, русло реки подготовили для водоснабжения. К работе были привлечены молодые талантливые архитекторы – почти все они в будущем станут классиками градостроительства: Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. Здание вокзала построил Щусев, другие подготовили несколько вариантов проектов типовых жилых домов, каменных и деревянных. Большие коттеджи для многодетных семей, корпуса на несколько семей, благоустроенные по последнему слову техники. С водопроводом, канализацией, небольшими садами и раскидистыми соснами возле каждого дома. Протянули в посёлок даже телефонную сеть. Всё было продумано, чтобы сотрудники дороги могли жить, отдыхать и лечиться с комфортом.
По тем временам этот посёлок казался фантастикой, какой-то идеальной сказкой. Однако утопия на глазах превращалась в реальность. Для приобретения домов фон Мекк намеревался давать сотрудникам долгосрочные ссуды. В железнодорожном ЖК предполагалось построить церковь, больницу, школы, бани, театр, обустроить зоны отдыха возле живописного пруда и на берегу Москвы-реки. Правда, из крупных объектов удалось завершить только больничный городок, построенный по проекту зодчего Таманяна, – сейчас он располагается на площади Громова в городе Жуковском. В одном из корпусов ныне находится народный театр «Стрела», в другом – знаменитый авиационный техникум. А в центральном здании – туберкулёзный диспансер, в котором лечились многие железнодорожники.
Целый квартал архитекторы собирались отдать образовательным учреждениям. Планы были масштабные: три начальные школы, детские сады, школа для мальчиков с ремесленным отделением, школа для девочек, железнодорожно-техническое училище и даже интернат для детей тех работников, которым приходилось, уходя в рейсы, надолго отлучаться от дома. На Симбирской улице сохранилось здание Управления строительством того города-сада. В разные годы там работала школа, а также действовало общежитие Московского института инженеров транспорта.
Увы, завершить грандиозный проект председателю правления МРЖД не удалось: помешала Первая мировая война, заставившая отложить все планы, не связанные с обороной Российской империи.
Вскоре после революции в Прозоровке рядом с железнодорожниками стали давать жильё бывшим политкаторжанам, а дело фон Мекка попытался продолжить главный комиссар Московско-Рязанско-Казанской железной дороги Иван Антонович Крат. Вся его жизнь была связана с этой индустрией. Он трудился слесарем в паровозном депо, позже помощником машиниста, машинистом, мастером по ремонту паровозов. Влился в ряды большевиков. После 1917 года, по существу, возглавил железную дорогу. Крат, несмотря на разруху и нехватку средств даже на самое необходимое, старался сохранить город-сад, заселял коттеджи рабочими и служащими, заботился о больнице и школе. Словом, оставил о себе добрую память. С Гражданской войны Крат вернулся с тяжёлым ранением. В 28 лет, в 1923 году, умер от чахотки в больнице того самого города-сада. А через несколько лет разросшийся посёлок и, конечно, железнодорожную станцию назвали его именем – Кратово.
В известной степени идею фантастического города-сада удалось реализовать. Правда, вопреки надеждам Ивана Крата, бывшая Прозоровка с 1920 х принадлежала не только железнодорожникам. А в 1937 году в Кратово открылась детская железная дорога, построенная пионерами-школьниками под руководством педагогов-железнодорожников. Она сохранилась до наших дней, её маршрут проходит от станции Юность, что возле платформы Отдых Рязанского направления МЖД, до станции Пионерская на берегу Кратовского озера. Интересно, что в годы Великой Отечественной по этой детской трассе перевозили боеприпасы, нескольких юных железнодорожников удостоили боевых наград. А сейчас в классах и на тренажёрах учебной базы этой дороги занимаются и получают практический опыт 500–600 юных потенциальных работников РЖД. И сколько радости приносят юным пассажирам вроде бы почти игрушечные, но в то же время самые настоящие поезда!
Ещё одним символом Кратово стал изящный мост на пруду. На его берегах во времена фон Мекка собирались открыть площадки для тенниса, футбола и крокета. В наше время всю прибрежную территорию и мост реконструировали и благоустроили.
Придёт время, и здесь обязательно найдётся место для памятников двум железнодорожникам, с которыми связан расцвет этого посёлка, – Николаю фон Мекку и Ивану Крату. Главное – сберечь, сохранить всё, что осталось от замечательного замысла фантастического города-сада начала ХХ века.