«Мы уже неоднократно говорили о незаменимой роли в воспитании молодёжи литературы, истории, русского языка...
Обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек по сути застрахован от вируса национализма и нетерпимости… Приоритеты государственной молодёжной политики должны быть направлены на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Из выступления В. Путина на заседании Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. |
Впрочем, вряд ли это заставит ЕГЭ отменить, да и не думаю, что это стоит сейчас делать. Традиционную экзаменационную систему сломали, а на новую убили столько сил и средств, что и отправлять её на свалку уже жаль. Да, и если быть объективными, тесты стали лучше («угадайки» в них больше нет). Действительно, поступить в вуз можно, сдав только школьные выпускные экзамены, и с проблемой списывания и выкладывания ответов на вопросы в интернет, кажется, справились. Почему же итоги столь удручающие?
В этом году школу окончили дети, которым экспериментов досталось сполна. Им, сокращая часы на русский язык и литературу, преподавали новые предметы, многие из которых так и не прижились, отказывались обсуждать их проблемы (школа должна давать знания, а не воспитывать) и испытывали на них новые учебники и новые методики.
С учебниками, кстати, просто беда. Их много – более ста. Друг с другом они не коррелируются, и если ребёнок два-три раза переходит из школы в школу, какие-то области от него вообще ускользают. Правила подчас изложены языком, доступным лишь филологам, и ребёнок просто не в состоянии понять их смысл, а тексты, в которые надо вставить пропущенные буквы, либо скучны, либо точно так же непонятны.
Причины обилия всевозможных пособий по истории понять можно. Изменились подходы, открылись новые факты, а с русским языком какие метаморфозы произошли?
Почему мы так легко отказались от методик, наработанных десятилетиями? Потому, объяснили мне как-то на одном из учительских совещаний, что в заданиях советских учебников были тексты о пионерах и комсомольцах, а современные дети ничего о них не знают. Поменяли бы только тексты, не поняла я. Это невозможно, закрыл дебаты ведущий совещания, а сидящий рядом со мной учитель проворчал: «Конечно, лучше написать свой учебник. И слава и деньги. А как по нему учиться, никого не волнует».
Ладно, оставим лентяев и тугодумов. Гораздо больше удивляют и удручают студенты филфаков или журфаков, хорошо сдавшие ЕГЭ, но так и не познавшие родной язык. Они знают правила назубок, но часто совершенно не умеют их применять и говорят на каком-то суржике.
Язык скукоживается, обедняется, теряет оттенки. Педагоги, писатели, деятели культуры на наших страницах, да и в других изданиях, твердят об этом уже второе десятилетие.
А учебные часы на изучение русского языка и русской литературы, без которой язык мёртв, всё уменьшаются. Более того, в образовательных стандартах русский язык как родной отсутствует...