Полгода назад ушёл из жизни Николай Николаевич Губенко. И сразу же поползли слухи, что судьба созданного им театра предрешена. «ЛГ» опубликовала комментарий Жанны Болотовой, в котором вдова замечательного актёра и режиссёра рассказала об обещании московских властей сохранить театр, следовать в кадровой политике принципу преемственности. Жанна Андреевна выразила надежду, что обещание будет выполнено. И вот в конце 2020 года на должность директора двух объединённых театров – «губенковского» и «любимовского» – назначили Ирину Апексимову. Мы вновь попросили Жанну Болотову высказаться о новациях в театре, которым её муж руководил 28 лет.
– Прошло так мало времени, но так много изменилось. Всего полгода назад мы слышали возвышенные речи о наследии Николая Губенко, о театре «Содружество актёров Таганки», который следует хранить и лелеять...
Но вот уже по решению нового руководства снят спектакль «Нечистая сила», который пользовался огромной популярностью. Идут несколько спектаклей, поставленных Губенко, – «Афган», «ВВС. Владимир Семёнович Высоцкий», «Четыре тоста за Победу», «Концерт по случаю конца света»... Но думаю, жить им осталось недолго. Потому что на смену «совкам» и «ватникам» пришли прогрессивные театральные деятели.
Ирина Апексимова обогатила репертуар современной драматургией, и зрителям предстоит увидеть, например, спектакль под названием «28 дней. Трагедия менструального цикла». Я, правда, не уверена, что наш постоянный зритель готов погрузиться в мир дамской физиологии. Впрочем, полагаю, избавиться от «нашего» зрителя как раз и есть главная задача нового руководства. Наш зритель был преданным, честным, искренним. Но небогатым. Наверное, ставка будет сделана на других, способных заплатить, скажем, 10 000 за билет. А сейчас – 200, 300, 500, максимум – 1000 рублей. Разве это бизнес?
В общем, вынуждена констатировать: Всё пошло не так. Вместо обещаний сохранить театр, сохранить преемственность – прислали бульдозер. Мощный, холодный, бездушный. Творческая площадка будет зачищена, а недвижимость на 700 посадочных мест в центре Москвы попробуют сделать «успешным коммерческим проектом». Для этого не грех пуститься во все тяжкие. Голые и матерящиеся в современном театре – проза жизни, но ведь можно повысить градус новаторства и вывести на сцену «балерину в пачке, колготки которой в промежности испачканы кровью.» – цитирую принесённую Апексимовой пьесу. Именно в этой мерзости придётся принимать участие актрисам, воспитанным на классике, на спектаклях о Великой Отечественной, великой советской истории, великих русских героях, творцах, поэтах.
На днях нашла в архиве письмо от знаменитых разведчиков-нелегалов Михаила Исааковича Мукасея и его соратницы – жены Елизаветы Ивановны. До последних дней они оставались преданными почитателями нашего театра. Так трогательно и наивно звучит сегодня послание из середины двухтысячных: «Пишем это письмо с сердечной благодарностью за то, что вы делаете в своём уникальном театре. Вы возвращаете нас, стариков, к нашей молодости, которую мы отдали нашей великой стране.» И грешным делом подумала, хорошо, что не дожили до этого позора и разгрома театра, куда мы приглашали и ветеранов Службы внешней разведки, и потомков знаменитых маршалов – Жукова, Рокоссовского, Баграмяна, Конева, Катукова...
У тех, кто не знал наш театр, может возникнуть впечатление, что «Содружество актёров Таганки» – это нечто косное, консервативное, скучное, «для стариков». Нет, у нас были и до сих пор ещё остаются полные залы. И молодёжи там едва ли не большинство. Собственно, Губенко и ставил перед собой задачу – с помощью театрального искусства передать новым поколениям самое важное об их предках, тайные знания об ушедшей и оклеветанной эпохе. Старался передать наше ощущение Родины. Это как внеземным цивилизациям оставить представления о планете Земля.
Но кроме восстановления справедливости в отношении Советского Союза у Губенко всегда звучал пафос непрерывности русской истории. И удивительным образом у этого сложного, интеллектуального театра был свой зритель. Поверьте, нам десятилетиями навязывают ложную идею, что народу нужны исключительно развлекуха и эпатаж.
Да, Губенко продолжал традиции добротного советского театра, но этот театр далёк от архаики, современен по языку, режиссёрским приёмам, модернистским решениям. И его спектакли, даже без Губенко на сцене, творчески жизнеспособны, и если уж на то пошло – коммерчески состоятельны. Однако в театр назначили «эффективного менеджера», нарушив обещание, что руководить театром будет кто-то из учеников Губенко.
Остаётся только вопрос: на чём вы собираетесь воспитывать молодёжь, о которой так много стали рассуждать, обнаружив её на митингах? И чего стоят ваши стенания об «упущенном поколении», которое презирает прошлое России и натурально плюёт в спины собственных дедушек?
Понимая всю неоднозначность ситуации в театре «Содружество актёров Таганки», мы надеемся на скорое разрешение всех сложностей и готовы дать слово всем заинтересованным сторонам.