Очередная годовщина основания Лицея – повод задуматься о том, что сейчас происходит с нашим гуманитарным образованием… О школьном и вузовском преподавании гуманитарных дисциплин споры велиcь и будут вестись всегда. Разные люди, разные теории, разные цели. Но суть совсем не в этом. Не в количестве часов и не в программных акцентах… Качество гуманитарного образования, как правило, отражает состояние общества и красноречиво свидетельствует о перспективах государственности. После СССР мы стали строить всё обучение как систему навыков, причём желательно тех, что принесут молодому человеку быструю и заметную пользу… А в чём польза истории, литературы философии? Пустая трата времени. Сверстники вон ларьки открывают, а ты будешь над Кантом киснуть? Или, не дай бог, над Константином Леонтьевым? Так рассуждали многие взрослые, желающие следующему за ними поколению якобы добра. Это привело к тому, что выросла целая уйма менеджеров, быстро превратившихся в офисный планктон, тяготеющий к мутным импортным водам. Частицы этого планктона при святом слове «ПУШКИН» первым делом вспоминают дорогой московский ресторан, а имя Дельвиг и вовсе не знают, как правильно произносить… Страна, где преобладают люди, ничего не знающие о своей истории и литературе, не увлечённые величием собственной культуры, не может считаться независимой… Москву начала ХХ века помнят не по благоустройству мостовых и парков, а по Художественному и Малым театрам, по рассказам Бунина, по музыке Рахманинова… Таких примеров немыслимо много. И нынешнем градоначальникам и выше неплохо их заучить так же крепко, как цифры при распределении бюджетов.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей...
Писал Пушкин об Александре Первом. Будет ли у поэтов настоящего и будущего такой адресат? Хотелось бы, чтобы был.
Продолжение темы на стр. 3 и 8 приложения «Словесник»