Роман Сорокин. Переменчивая ясность. – М.: Издательство Российского союза писателей, 2024. – 90 с.
Автор сборника гражданской лирики «Переменчивая ясность» Роман Сорокин документирует события дней сегодняшних, касаясь в своих стихах тем непростых и глубоких. Но обо всём, что его волнует, поэт рассуждает легко и открыто, не прячась за нагромождениями тяжеловесных словесных конструкций, не пытаясь искусственно преобразить реальность. И читается сборник – на одном дыхании!
Образы, которые создаёт Роман Сорокин, простые и ясные. Немаловажно, что поэту удаётся передать не только действие, но и состояние, причём – очень взвешенно, почти без экспрессии. И это, пожалуй, работает особенно мощно:
Тяжёлое небо над Сходней
Сорвётся того и гляди.
Последний листок прошлогодний
В земной догнивает груди.
Поэту чужды эпатаж, манерность, он не стремится удивить неожиданной рифмой. Но несмотря на классическую форму, спокойные и даже будничные интонации – стихи из книги «Переменчивая ясность» оставляют очень сильнее впечатление.
Мой север безутешен,
юг излишен.
Варенье из черешен,
сок из вишен.
В лесах кусты густые,
в поле – пусто.
Страна моя – простые
щи с капустой.
Современная история России и события прошлого, по Сорокину, – если не слиты воедино, то тесно переплетены, невозможны друг без друга. Так, обращаясь к теме блокадного Ленинграда, поэт перекидывает «мостик» к нынешним временам и поднимает тему памяти: «Но нашу память замести / Не сможет новый снег, / Поскольку дважды не войти / В страшнейшую из рек».
Основная мысль, которую поэт стремится донести до читателя, естественна, как дыхание или биение сердца.
Я о добре и о любви.
Все помыслы мои об этом.
Во многих своих стихотворениях поэт напоминает читателю о значимости простых вещей. Земной путь не так уж долог и нередко накрепко спаян с болью, но тем ценнее то, что есть у каждого из нас здесь и сейчас. Спасительной для человека, по мысли Сорокина, может стать поэзия:
Хотя стихи возвышенного Фета
и не спасут вселенную от бед,
поборником естественного света
является забытый нами Фет.
И далее:
Когда летит кровавая комета
и кажется, что мир сошёл с ума, –
открой простую лирику поэта, прочти её –
и растворится тьма.
Вообще, в «Переменчивой ясности» запечатлён, отражён и преломлён грандиозный предшествующий культурный опыт, накопленный человечеством. В книге читатель встретит и Левитана, и Босха, и Басё, и Фета, и Джотто, и Шолохова, и Пушкина...
Роль поэзии в том, что она приближает человека к подлинному себе: «Среди огня и стука наковален / (куётся мир, разрушенный грехом) / ты, так же как и я, сентиментален – / нет-нет да и заплачешь над стихом…»
Думается, что книга Романа Сорокина найдёт отклик в сердцах многих читателей. Потому что она – о простом и важном. Как написал поэт о себе: «Я о любви и о добре, / о солнышке рыжеволосом, / о тёмно-синей вышине, / ста градусах по Фаренгейту, / о том, как слышно в тишине / степного жаворонка флейту».